Ольгу Изотову, актрису Русского драматического театра имени М.Ю. Лермонтова, хочется слушать, слушать и снова слушать.
Правильные и от того уже красивые слова, гладко составленные предложения, чудесная родная речь. Невольно вспоминаются пушкинские строки: «А как речь-то говорит, словно реченька журчит». Забытое уже ощущение гармонии чистого слова, звучащего музыкой, завораживает.
В театральной арт-гостиной мы много говорим о её судьбе — строчки и даты биографических данных переплетаются причудливо в полотно, называемое жизнью, где профессия актрисы, казалось, была предопределена…
Как нужно жить
На большую сцену Оля вышла в четыре года — артисткой миманса в опере «Царская невеста». Тогда же получила за выступление небольшой, но совершенно реальный денежный гонорар. Истратила его на куклу. Кукла была прекрасной — настоящей индийской принцессой в ярком наряде.
Олюшке в ней нравилось всё — а особенно принадлежность к Индии. В этой стране ведь, судя по фильмам, красивые большеглазые люди всегда что-то праздновали, танцевали, пели. Так и нужно жить — считала девочка.
Впрочем, и в её жизни многое было похожим. Родители Вера (оперная певица) и Николай Изотовы (флейтист) окончили Казахскую национальную консерваторию в Алматы, получили распределение в Красноярский театр оперы и балета, приехали туда, стали жить и работать. Ну а дочь их действительно росла на подмостках, в гримёрках, в поездах, гостиницах. И характер её, и предпочтения формировались в прекрасной и изменчивой атмосфере жизни служителей Мельпомены.
— Мне нравилось так жить. И в поездах я тогда очень любила ездить — так спокойно, убаюкивающе стучали колёса, — вспоминает Ольга. — А вокруг не случайные попутчики — свои домашние люди: мама, папа, коллектив театра. Моя семья.
Конечно, мне хотелось быть певицей. Я и была ей. Дома папа даже соорудил мне специальный «трон», с которого я исполняла арии Аиды, Виолетты из «Травиаты», Марфу из «Хованщины», Любашу…
Она вдруг легко вздыхает и на выдохе — так красиво! — поёт: «Вот до чего я дожила, Григорий, господь тебя осудит, осудит за меня…» — и мне остаётся вновь удивиться тому, как внятно и характерно проявление каждого её дарования.
Прекрасная речь, удивительный голос, внешность Ундины. Добавим к этому актёрскую среду, сформировавшую её.
И вдруг — как гром среди ясного неба! — решение после школы стать учительницей. Необъяснимое, непонятное…
Причём в разговоре Ольга призналась уже: «Не любила в школу ходить. Меня там всё тяготило. Скучно было. Спасало только участие в самодеятельности…»
Так почему же, почему?
«Русский и литература»
— Так получилось, что к окончанию 10-го класса пришло ощущение себя «не актрисой». Смотрела в зеркало и думала — ну нет же, какая из меня артистка. Одно дело — Людмила Гурченко, Ирина Алфёрова, другие кинематографические и театральные красавицы — и я. Думала и о том, что говорила моя семья: что с этой профессией ты никогда не будешь себе принадлежать, это тяжёлая зависимость, постоянные гастроли, нескончаемый рабочий день.
И я сделала выбор тогда: хорошая, благородная профессия русского словесника вместо театральных подмостков. Признаюсь, мне было как-то тягостно, хотя родители приняли мой выбор с радостью.
В силу характера Ольга Изотова училась в университете хорошо — после окончания её даже хотели оставить на кафедре русского языка, могла бы стать профессором-лингвистом.
На самом деле это была учёба-преодоление, учёба-доказательство — себе и окружающим.
— И на первом курсе, и на третьем я думала о том, что нужно эту учёбу бросать, понимала, что не моё это — и в то же время чувствовала, что начатое дело нужно завершить. Я, правда, не отдавала себе окончательного отчёта, кем хочу быть. Только настоящим воздухом ходила дышать в народный самодеятельный коллектив «Наш театр» в Красноярске на Курчатова. Это спасало.
После университета учитель русского языка и литературы Ольга Изотова пошла в ПТУ «сеять разумное, доброе, вечное». И это снова был экзамен — когда говоришь ты про блоковскую «Незнакомку», духи и туманы, а в ответ слышишь: «А у Блока были дети?», «А вы вечером что делаете?».
И как раз вечером, когда воздух над проверочной тетрадью, в которой было 60 ошибок в восьми предложениях, сделался в очередной раз «дик и глух», Ольга приняла решение уйти из этой профессии.
— Идеализм выпускницы института благородных девиц истаял. Я проработала в ПТУ два года и шесть месяцев. Мой внутренний экзамен был сдан. Я поняла — всё.
«А я кувыркаться научилась!»
— Ещё я поняла — хочу быть актрисой.
В то время в Красноярской опере, где служили родители Ольги, ставили «Дочь полка». В новой постановке певцам требовалось не только петь, но и произносить устную речь. Занимался с ними любимец театральной публики, заслуженный артист РСФСР, профессор Красноярской государственной академии музыки и театра, заведующий кафедрой сценической речи Владислав Жуковский. У него же Изотова прошла первое прослушивание.
— Я пришла к нему в кабинет. Волновалась очень. Он такой — исполин. И внешне, и вообще. Огромный рост, прекрасный голос, бас, талант неимоверный… Остановилась в двух метрах от его стола — он чуть глаза поднял (писал что-то), поздоровался, сказал: «Давайте, деточка!» — и снова начал писать.
От волнения я начала читать… Вот не помню, что. Как мне кажется, ерунду какую-то. Но Владислав Яковлевич ручку отложил после первых двух фраз, мной произнесённых, — Ольга задумывается чуть, улыбаясь прошлому. — После этого он начал меня готовить к поступлению. Я прошла отборочные туры, поступила, начала учиться — и это, наверное, было счастье, судьба та самая, моя. Я почувствовала — вот место, где я хочу быть всегда. Мне так счастливо было там учиться —
каждый день, каждую секунду…
Помню, встретила случайно свою бывшую однокурсницу с филфака: она шла в школу, а я на занятия по сценическому движению. Она говорит: «Я замуж вышла!» — и радуется этому. А я отвечаю: «Представляешь, я научилась кувыркаться!» — и, в ответ на её недоумевающий взгляд, свечусь просто — такое счастье меня тогда окружало. Конечно, не всё давалось легко, но всё было в радость и с любовью.
Вот так и получилось, что главное ремесло своей жизни я получила в 28 лет. Могла бы раньше — но к осознанию актрисой тоже нужно было прийти через определённые испытания.
Где продают дождь?
В 2003 году Ольга Изотова приехала на службу в Русский драматический театр имени М.Ю. Лермонтова.
Почему в Абакан? В 1987 году на фестивале «Театральная весна» в Красноярске наш театр показывал спектакль «Продавец дождя». Многие театралы помнят эту интересную постановку режиссёра Олега Рябенко, в которой играли Александр Яськов, Сергей Лебедев. Впечатлила она и Ольгу. Поэтому на предложение Олега Рябенко, который приехал «купцом» выбирать молодые дарования в свой театр, и ответила согласием.
— Я не представляла Абакан, не знала, какой здесь театр, но когда приехала и увидела, мне всё очень понравилось. И зелёный, уютный, чистый город, в котором много солнца. И театр — сцена прекрасная, огромный зал. И работа — работа любимая, разноплановая, многозадачная. Она меняла меня. Учила многому. Если вспомнить слова из пьесы Чехова: «В нашем деле — всё равно, играем мы на сцене или пишем — главное не слава, не блеск, не то, о чём я мечтала, а умение терпеть. Умей нести свой крест и веруй!»
Я требую продолжения…
Ольга Изотова, заслуженная артистка Республики Хакасия, сыграла более 50 разноплановых ролей. Работы её заметны критикам, любимы зрителями. Многие и сейчас вспомнят её героинь в архивных ныне спектаклях «Дядя Ваня» (Елена Андреевна), «Татарин маленький» (Елизавета Капитоновна). Как лучшая женская роль отмечена её работа в постановке «А зори здесь тихие» (Рита Осянина). Спектакли «Звёздный час», «Остров Рикоту», «Русский и литература», «Горе от ума», как и многие другие, стали важными театральными событиями, в которых отмечают Изотову.
Однако я совершенно не чувствую в ней «звёздности», театрального снобизма, желания привлечь к себе внимание — а вот пристального интереса к своей работе, уважения к ней и желания идти дальше очень много.
— У меня наступает период, когда я хочу донести до зрителя что-то своё. Накопилось много тем, о которых хочется поговорить. Хочется петь…
15 марта на малой сцене Русского драматического театра состоялся премьерный показ спектакля «#Монологиприсвидетелях О…», в котором Ольга Изотова выступила как актриса и певица. Дебют удался и настолько понравился зрителям, что хочется воскликнуть, на манер гайдаевской комедии: «Я требую продолжения… спектакля!»
Впрочем, зачем требовать? Наша героиня и без того хочет продолжать вести свою роль. Потому что это не роль вовсе.
Жизнь это. И судьба…
Елена АБУМОВА