«Детектор лжи» в постановке Евгения Ланцова (Русский республиканский драматический театр им. М.Ю. Лермонтова) – это заливистый смех зала во время спектакля, а после – громкие аплодисменты и выкрики «Браво!». Это отличное лекарство от плохого настроения, простуды и прочих недугов. Это улыбка на оставшийся вечер и тепло на сердце.
На сцене – жизнь в миниатюре, занавешенная прозрачной тканью, похожей на тюль. По квартире снуют две фигуры: жены и мужа. Под песню «Прекрасное далеко» супруги ссорятся, кричат и замахиваются друг на друга утюгом. Надя (Галина Архипенкова) одета в длинную клетчатую рубаху (которая впоследствии сменится парадной кофтой и юбкой с вырезом до бедра), а Борис (Денис Энгель) – в майку-алкоголичку и потертые штаны. В их квартире вещей не так много: новогодняя елка, торшер, два кресла, тумба, шкаф в Гипнотизеру ничего не остается, кроме как ввести в транс Бориса, а затем и Надю. При этом раскрываются такие обстоятельства, которые раскрывать не положено. Но зато удовлетворяется любопытство обоих супругов. Подобные откровения не вызывают у женатой пары ничего, кроме злости и гнева: здесь замахи утюгом учащаются, а рука непроизвольно тянется за стаканом водки. «Я у нее не первый, а двадцать первый!», «Он мне изменил с крановщицей из цеха!» – поочередно, поддаваясь действию гипноза, Борис и Надя узнают друг о друге слишком многое. Это «слишком» стоит поперек горла и толкает на всякого рода поступки: например, скинуть с четвертого этажа свою жену, просто потому что ложь – не основа крепкого брака, жить с тем, что узнал – бессмысленно, а любить теперь совсем уж невыносимо. Последующие стычки, колкие фразы, беготня по квартире и драки (в особо эмоциональных сценах – в замедленном темпе) вовлекают в семейную ссору не только третьего персонажа, но и зрителя. Развязка спектакля – это выдох. «Я приказываю вам: прихожей, на котором велосипед и лыжи, готовые упасть кому-нибудь на голову. В общем, все, как в жизни, без прикрас. На сцене появляется третий персонаж, так называемый Гипнотизер (Александр Израэльсон), пришедший разрешить семейный конфликт. А дело вот в чем: муж спрятал деньги, не помнит куда. Жена бьется в истерике: как так, ведь на эти деньги было столько планов! Гипнотизер – фигура неоднозначная. Предстает он зрителю, как подобает всяким ученым, в деловом костюме, очках и обязательно с бородой. Он доцент кафедры психиатрии. Но гипноз его больше похож на шоу волшебника, нежели на медицинский эксперимент.
На сцене сплошная динамика. Надя, бой-баба, упрекает своего мужа буквально во всем. В основном, конечно, за пристрастие к крепкому спиртному. Борис, в свою очередь, возмущен постоянными упреками и считает несправедливым, что козел отпущения здесь только он. Любите друг друга!», – с этими словами Гипнотизер действительно становится волшебником. Он, стирая из памяти героев воспоминания о том, что породило семейный скандал, призывает как супругов, так и зрителей быть искренними, ценить, уважать и любить друг друга. И быть счастливыми. Всегда.
Елена Петрова