Артист Русского драматического театра имени М.Ю. Лермонтова ДЕНИС ЭНГЕЛЬ в этом году отмечает две даты: 15-летие творческой деятельности и в июле ему исполняется 40 лет. С 2001 года он сыграл больше 60 ролей, лично видела только 5 постановок с участием Дениса. Испытала удовольствие от его игры, даже в том спектакле, который я бы никому не рекомендовала смотреть! Недаром говорят, актеры играют тем лучше, чем хуже пьеса. А работа в моноспектакле по повести Гоголя «Записки сумасшедшего» потрясает глубиной и созвучностью с настоящим временем. Через призму сумасшествия мелкого чиновника легко читается убожество нравов и духовности светского общества. В мае постановка была представлена в Перми на фестивале моноспектаклей.А судьи кто?С 13 по 16 мая в Перми состоялся третий фестиваль-конкурс моноспектаклей для драмы, кукольного театра, оперы и балета «МОНОfest». На фестиваль был приглашен Русский драматический театр им. М.Ю. Лермонтова со спектаклем «Аксентий, Иванов сын». Режиссер и сценограф спектакля – Владимир Гордеев, исполнитель – Денис Энгель. В адрес фестиваля пришло 44 заявки из городов России, Белоруссии и Армении. В результате сложного творческого отбора оргкомитет фестиваля определил восемь лучших спектаклей. По прибытии в Абакан из Перми Денис рассказал, что организаторам фестиваля было отправлено множество версий моноспектакля по повести Гоголя «Записки сумасшедшего», а в постановке Гордеева они увидели нетрадиционный подход к работе, интересное сценографическое решение, отличное от существующих. И вопреки ожиданиям спектакль прошел отбор на фестиваль. По иронии судьбы, факт «избитости» постановки и не позволил занять призовые места. Театральный критик из Челябинска Владимир Спешков отметил, что»создателям моноспектаклей хорошо бы на время забыть про эту повесть Гоголя, дать ей отдохнуть». Тем не менее, по словам арт-директора фестиваля Нины Соловей, каждый из представленных моноспектаклей на конкурс имеет полное право называться лучшим не только в России, но и далеко за ее пределами.В свое время член экспертного совета Национальной театральной премии «Золотая маска», театральный критик Олег Лоевский дал жизнь этому спектаклю.– Я даже хотел завязать с профессией, – признается Денис, – а Олег Семенович заставил меня в себя поверить. После просмотра моноспектакля он порекомендовал его на фестиваль, который был посвящен 200-летию Гоголя, в Омске. Там мы получили массу хороших отзывов. А на Красноярском краевом фестивале «Театральная весна-2012» в номинации «антрепризный театр» я получил приз за «Лучшую мужскую роль» Поприщина Аксентия Ивановича в этом же моноспектакле. Актер – это не профессия, а диагноз!Спрашиваю Дениса: «А ты сам захотел играть в моноспектакле?», на что получаю молниеносное: «Я и сейчас хочу! Я не могу жить без работы. Мне нужно постоянное движение, профессия для меня – это потребность». Глаза Дениса горят, видно, как ему хочется развиваться и играть для зрителей. Он постоянно смотрит спектакли в сети Интернет. Он в курсе театральных событий в мире. Знает, какие постановки ставятся в регионах России. Следит за новинками в мире кино. Все это заботит Дениса, он по-хорошему болен актерской профессией.Даже странно было узнать, что к актерству он и не сразу пришел. Бросил два института: технический в Красноярске и гуманитарный в Новосибирске – они ему наскучили. Четыре года фактически ничем не занимался. И только когда в Абакан приехала комиссия Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства, отправился на вступительные экзамены и поступил туда с условием, что вернется работать в абаканский театр. За что Денис благодарит заслуженного артиста России Олега Ивановича Рябенко, который на тот момент занимал пост художественного руководителя Русского драмтеатра и организовал этот курс.Вернувшись из Питера, Денис служил в театре Абакана два года, но отсутствие ролей заставило сменить место работы. К тому же главный режиссер Минусинского драмтеатра, заслуженный деятель искусств России Алексей Алексеевич Песегов активно звал актера в свой театр. В Минусинске и раскрылся талант Дениса, атмосфера этого театра способствовала росту артиста. В 2011 году главным режиссером Русского республиканского драматического театра им. М.Ю. Лермонтова назначен Евгений Юрьевич Ланцов, который начал работу с лабораторного проекта «Новая драма в Хакасии». Для участия в лаборатории он и пригласил Энгеля в абаканский театр. Благодаря Евгению Юрьевичу Денис работал в двух театрах одновременно. В 2014 году все же ушел из Минусинского драмтеатра. Причина банальна. «Жить в одном городе и работать в другом – для меня затруднительно, даже не смотря на то, что в Минусинске очень хороший репертуар», – говорит Денис.С любимыми не расставайтесьБудучи студентом, Денис писал собственные песни и исполнял их в кругу друзей. Когда будущая жена Дениса услышала, как он поет, – влюбилась в него. Год назад для июльского номера журнала «Территория выбора» (http://terra19tv.ru/formula-uspekha/831-aktrisa-bolshe-chem-zhenshchina.html) Майя уже рассказывала об этом моменте: «Я тогда подумала, если этот человек не обратит на меня никакого внимания, то со мной случится катастрофа!» Теперь они выходят на сцену вместе. А вот песни Денис уже не сочиняет, но написал музыку к двум спектаклям. В Абакане – для детской постановки «Вверх тормашками!», а в Минусинске звучали песни собственного сочинения в спектакле «Очень простая история». Режиссер-постановщик обеих постановок – Владимир Борисович Гордеев. В Минусинске он же ставил дипломный спектакль, и Денис с Майей играли в нем главные роли. Режиссеры любят распределять роли так, чтобы чета Энгелей играла любовь на сцене. 11 и 12 июняна закрытии театрального сезона Русский драмтеатр показывал бродвейскую пьесу «37 открыток», в которой Майя и Денис вновь играли влюбленную пару.И если Денис спокойно относится к тому, что играет с женой на сцене, то Майя этому бесконечно рада:–Денис – сильный актер, быстро схватывает суть роли и играет настолько здорово, что другого уже нельзя придумать. А мне как слабенькой партнерше удобно с ним работать. Первые 5 минут на сцене я сильно нервничаю и могу растеряться. На прошедшем спектакле «37 открыток» так и было. Я стою на сцене и говорю-говорю, глаза бегают, а Денис на меня смотрит, четко говорит текст и точно работает по роли. Я на него взглянула и успокоилась. Когда мы отыграли спектакль, я поблагодарила Дениса за то, что он вытащил первую сцену, а он сказал, что ничего не делал для этого! Он самокритичен и отмечает свои ошибки на сцене, хотя со стороны этих ошибок и не видно.Денис считает себя актером среднего уровня. О своих ролях отзывается ровно и не выделяет ни одну из них. Хотя Майя утверждает, что знакомые обожают смотреть на игру мужа – это чистой воды удовольствие, любая его роль смотрится здорово, но Денис это отрицает. Интересно наблюдать, как каждый из них критикует свою работу, но ценит работу партнера. Майя считает себя слабой актрисой и, говорит, привыкла, что лавры достаются Денису: «Муж у меня талантливый, а я симпатичная!» А Денис с такой постановкой не согласен. Отмечает, что жена получила бесценный опыт работы с обладателем редчайшего таланта – режиссером и основателем театра «Рампа» и «Красный квадрат» Василием Викторовичем Соколовым, работа с которым стоит театральной академии. Но Майя настаивает, что Денис на своем опыте испытал школу Соколова: «Он высказывал такие же вещи о профессии, что и произносил сам Василий Викторович, когда был жив. Ему от природы дано такое тонкое чутье».«Он настолько убедительно играет, словно и не играет вовсе!»Видела, как Дениса останавливали на улице незнакомые люди и благодарили за эмоции, подаренные со сцены! Зрительская любовь дорогого стоит, как и признание коллег. Актер драмтеатра, критик, журналист, заслуженный артист России и Республики Хакасия, член Союза журналистов России, профессор Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова и создатель театра монолога «Белый рояль» Виктор Федорович Шлык с восторгом рассказывает о Денисе:– Это талантливый актер с прекрасным академическим образованием. Актер, который имеет свое лицо и свое мнение. Даже в эпизодической крохотной роли он ярко заметен, он виден! В любой роли он несет большой эмоциональный и интеллектуальный груз. Дениса видел неоднократно в разных ролях, и в каждой из них он великолепен. Отмечу его самостоятельную работу по Гоголю, от моноспектакля я в восторге! Он несет весь спектакль на своих плечах. Он тонко прослеживает жизнь этого несчастного человека и настолько убедительно играет, словно и не играет вовсе! Я знаю, что Денис – человек упорный, достигает, чего хочет, и верю, что у него интересное будущее – он еще до конца не раскрыл свой потенциал на сцене театра. Я желаю ему всяческих успехов.Скромные мечты актераДенис не мечтает об определенных ролях, говорит, что с хорошим режиссером даже незначительная роль будет хорошей, а роль мечты плохой режиссер может и испортить. У Дениса есть желание работать с хорошим режиссером, в хорошем ансамбле, с хорошей пьесой, в хорошем спектакле. Не обязательно, чтобы роль была главная. Для Дениса не обязательно, может, потому что в какой-то степени он избалован ими. Но ролями не гордится:– Когда выпускается спектакль, играешь роль и думаешь – я горд за нее. Проходит время, и понимаешь – нет, сейчас бы так играть не стал и сделал бы ее по-другому.Денис с удовольствием выходит на сцену к зрителям и к каждой роли относится ответственно, видимо, потому и не может выделить одну роль, полюбившуюся ему. Зато Майя рассказала о своей любимой сцене с Денисом:– Отыграв первое действие спектакля «Старый дом», я не бегу домой, а жду действия второго и обязательно смотрю любимую сцену. В первом действии Денис играет расписного пьяницу, который бьет жену и гоняет детей. Во втором действии мы видим его парализованным, лежащим на кровати. И вот он слышит любимую музыку, которую слушал в годы войны, когда всех гонял, лежит и плачет. Дочка его обнимает, и он просит прощения… Ой, я даже сейчас не могу говорить, слезы наворачиваются, как вспоминаю эту сцену. Мой отец (главный художник Русского драмтеатра – прим. автора) уже 10 раз этот спектакль видел, а тоже старается угадать время и прийти к этому моменту посмотреть, как играет Денис.Помимо театра Денис увлечен футболом. В команде играет за нападающего. И дажеучредил кубок Станиславского по футболу. Уже 10 лет кубок разыгрывается между абаканскими театрами. Денис полон идей, и я желаю ему удачи в их реализации. И каждый раз перед выходом на сцену ловить кураж и радовать зрителей своей отменной игрой!