Дневник спектакля «Тётки. Семейка Краузе» — Русский театр имени М.Ю. Лермонтова

Дневник спектакля «Тётки. Семейка Краузе»

   При
всей видимой простоте комедия очень сложна в построении – здесь надобно быть не
просто художником, но и архитектором – остро ощущать высоту и глубину, длину и
ширину своего образа. Здесь как в картине есть границы рамы, но внутри каждой такой
маленькой картины – буря чувств, смысловых нюансов, переливов и переходов из
одного состояния в другое. Казалось бы просто – сыграть продюсера-задаваку,
существо в сознании зрителя достаточно поверхностное и тем типичное. Но нет. Продюсер
Роберт в исполнении Александра Израэльсона – больше человек, чем продюсер, в
спектакле видны его неудачи как профессионала и успехи как семьянина. При этом все
его жесты, мысли, идеи сугубо профессиональны на фоне семейных взаимоотношений.
Всё ярче, всё самобытней и всё более непохожим на себя образом работает над
ролью Наталья Мишакова. Её героиня Инга – фейерверк и бурлеск. Как всегда
точен, аккуратен и по-королевски важен артист Игорь Герман в своём
острохарактерном образе властителя порядка Кувыкина.

Первые
успехи – как первый весенний дождь – рождают восторг и ощущение полёта! Недели
вдумчивых репетиций, и вот оно – собранная по крупицам роль, отражающаяся как в
зеркале в светлых, сияющих лицах друзей. Текст оживает, становится не просто
анекдотом на бумаге, а живым действом, наполненным настоящим народным юмором и
мудростью. Звёзды этого действа – тётки Роза и Грета Краузе, уже сроднившиеся
Людмила Лосякова и Галина Архипенкова. Глядя на них, понимаешь, что самый
интересный человек в доме – это бабушка, потому что она больше всех знает и
больше всех умеет. И нужно успеть перенять её знание о мире, потому что ты,
внук или сын, сам придёшь к этому ещё нескоро! Они – тётушки Краузе – говорят мало
и скупо, и похожи на огромных китов, слегка виднеющихся на поверхности океана.
Только представьте, сколько великого и непознанного остаётся под водой!

Почему
«Тётки. Семейка Краузе» – комедия народная? Потому что про народ, за народ или
для народа? Режиссёр спектакля Евгений Ланцов считает, что история про народ
должна быть интересна максимально широкому кругу лиц, то есть народу, а в том,
что комедия «за» всех нас – сомнений нет. В час душевной непогоды семья
объединяется и побеждает зло и хаос мира, а разве не к этому стремится каждый
из нас? Ведь зло временно, а семья, отечество, любовь – суть понятия вечные,
живые, крайне трудно выбиваемые из народного сознания. Они – эти чувства – и
делают нас людьми. Счастье – это когда театр будит в нас эти чувства и помогает
нам оставаться народом – единым и неделимым. А потому в театр нужно ходить – за
счастьем, за ощущением себя и за чувством победы над злом и хаосом.

Упомянутые спектакли
Упомянутые личности