«Так что же ты мне раньше не сказала, как правильно жить-то?» – кричит своей немолодой матери ее дочь. Шутка ли, семидесяти шестилетняя женщина замуж собралась! Влюбилась, платье купила розовое в ЗАГС идти! А если с ней завтра что-то случится, дом, который вся ее семья строила, кому достанется? Мужу новоиспеченному? По какому такому праву? У невесты, между прочим, не только дочь есть, но и внучка, и правнучка!
В творческой лаборатории
А пока на сцене Русского драматического театра имени Лермонтова перед семидесяти шестилетней (но все еще красивой) женщиной на коленях стоит ее тоже уже не молодая дочь, мы немного отвлечемся и расскажем, что же здесь происходит. А происходит, точнее, проходит показ эскиза спектакля «Земля Эльзы» по пьесе молодого драматурга Ярославы Пулинович.
«Она написала пьесу в августе и сразу же прислала ее мне, – скажет позже главный режиссер театра Евгений Ланцов. – И я сразу решил, что мы будем эту пьесу ставить. Хороших современных пьес мало. А без современных пьес «про сегодня» театр жить не может». Окончательную версию спектакля по пьесе Ярославы Пулинович абаканцы смогут увидеть чуть позже. Но перед тем, как она станет окончательной, режиссеру и актерам, занятым в постановке, нужно знать мнение тех, для кого они живут и работают – мнение зрителей. Именно поэтому в театре и решили создать творческую лабораторию. А в рамках этой лаборатории собрать фокус-группу из местных ценителей театрального искусства и даже коллег из соседнего региона. Чтобы каждый из них смог сказать свое собственное мнение об увиденном.
Сельская романтика
Правда, сделать это было непросто. Как оценить чужую жизнь и судьбу? И можно ли судить женщину, которой просто хочется быть счастливой? Да, ей семьдесят шесть. И на глазах у всей улицы, у всех деревенских соседок она решилась, по их выражению, «бегать на гульки» к тому, с кем однажды встретилась, проходя по улице с правнучкой. Хотя, какие там «гульки»? Разве это неприлично: пить чай с печеньем в беседке под окнами? Это же почти романтика. Да что там почти, это и есть романтика.
Тем более, он ее любит. И да, ему тоже уже немало – семьдесят два. А еще, он так же свободен, как и она – вдовец. Был школьным учителем, из самых отпетых, отъявленных хулиганов умудрялся воспитывать вполне нормальных людей. А потом стал не нужен, школа проводила его на пенсию. Нет, он постарался не затаивать обиду в душе. Ведь жизнь продолжается, и можно, наконец-то, выбраться из стен городской квартиры и купить дом где-нибудь среди сельской красоты. И посадить сад, точнее газон, о котором потом судачила вся деревня. Люди картошку садят, грядки, а этот газон. Где такое видано вообще? Так мало того, он и розы собрался посадить. У него никогда не было под окнами кустов роз, он их и не садил никогда, даже не знает, как это делает. Но решил, что это будет красиво. И Эльза, его Эльза, обязательно оценит. Говорит: «Я скачаю в интернете инструкцию!»
Судьба одной женщины
И в глубине души Эльзе тоже нравится эта мысль. Хотя она очень смутно представляет себе, что такое интернет. Вся ее жизнь прошла здесь, в деревне. С мужем-шофером, который бил так, что ядовитые деревенские подружки до сих пор вспоминают. А вот с дочерью, той самой, которая теперь против нового брака матери и угрожает, что сдаст Эльзу «в дурку», всегда был и добрым, и ласковым. «Ровно кто его подменил, как будто два разных человека в одном уживаются», – вспоминает Эльза, похоронившая своего мучителя всего несколько недель назад. Похоронила и убрала фотографию подальше в шкаф. И поехала в город за туфельками. Да, за туфельками. С каблучком. Да, чтоб ходить в них потом по деревенской грязи. А и что ей эта грязь? Если грязь, так теперь и умереть, так всю жизнь в кирзовые сапоги проносив? Поставить на себе крест и сказать: «Ну и куда мне старухе?» А для чего? Не для чего, – считает Эльза. Пока человек жив, надо радоваться. Может и недолго ему осталось на этой земле, а все равно радоваться. Муж-то за всю жизнь ни цветочка, ни платочка ей не подарил. Один раз у него помаду попросила, так услышала в ответ: «не для твоего рыла». А она ведь красивая была: высокая, ноги длинные, волосы шикарные, лучше многих, кого сегодня по телевизору показывают. До сих пор не простили Эльзе подружки-сплетницы, что «все деревенские мужики на нее заглядывались». Да что там подружки, одно название. Только отвернись, так и польют ядом. Яда-то у них много, больше, чем грязи в придорожной канаве. Одна Зина, чего стоит. Да только деревенская дружба, она такая…
Впрочем, все в жизни Эльзы могло бы сложится иначе. Но только к чему ей теперь об этом думать. Большая часть жизни уже прожита. Хотя, она все равно вспоминает. Как отец был коммунистом, и как, не смотря на это, когда началась война, на ее семью наклеили ярлык «фашисты» и репрессировали: погрузили в поезд и повезли в ссылку. По дороге умерла маленькая сестренка Эльзы, а потом … Потом было столько трудностей и горя, что обо всем и не расскажешь. Да и не хочется ей рассказывать. К чему вспоминать? О чем? Она ведь всю жизнь замужем прожила, а так ни разу по-настоящему и не поцеловалась. Вот такой парадокс.
Истрия о выборе
А потому, Эльза просит у любимого ею человека самых простых вещей: «Ну, что вы женитесь на мне, не бросите, не ударите, купите мне платье и будете разговаривать иногда». А он готов подарить ей не только платье. Но и сумочку, шляпку, да что угодно! Хоть весь мир. Точнее, подарить возможность путешествовать по миру, увидеть его наконец-то таким, какой он есть. Собственными глазами. Ведь герой этой истории преподавал в школе географию. И в какой-то момент признался самому себе: «Я знаю, как выглядит Америка, Германия, Франция на карте мира. А никогда нигде не был!» И поэтому он предлагает: «А поехали путешествовать по миру!» Но Эльза сомневается: «Да на что?». Но у героя сомнений нет: «Я продам квартиру! И у меня еще останется дом!»
И на этом можно было бы закончить. Но Ярослава Пулинович не так проста. Хотя, не только она. Непроста сама жизнь, о которой пишет молодой драматург. Не проста потому, что кроме ядовитых подружек, завидующих тому, что Эльза «ухватила и с домом, да еще и непьющего», у главной героини этой истории есть дочь и внучка. И есть дом, построенный умершим мужем. А для их деревенской семьи это настоящее сокровище, которое может достаться дочери и внучке, а может новоиспеченному мужу, если с Эльзой что-то случится раньше, чем с ним. Что же касается будущего мужа… Нет, с ним все хорошо. Это, действительно, честный, искренний и очень порядочный человек. Однако и у него есть родственники. Сын от жены, которую для него выбрала семья, точнее категоричный и жесткий отец. У сына тоже давно своя семья: есть жена и дети, которым могла бы достаться квартира деда, не взбреди ему в голову продать эту квартиру и пуститься во все тяжкие, точнее в романтическое путешествие «с какой-то вертихвосткой».
И каждый из них должен выбрать, как ему поступить. Эльзе нужно принять решение: отказаться ли от человека, которого она полюбила, как этого требует стоящая на коленях дочь, или исполнить свои мечты и надежды на счастье. Ее дочери, так же как и приехавшим к ней на переговоры в отсутствии Эльзы родственникам жениха нужно понять, как действовать дальше: может, пусть все же поженятся? Скинуться им общими усилиями на путевки в Турцию, да и успокоиться? Но тогда как же быть с фамильным домом, на который и она, дочь главной героини, половину своей жизни горбатилась, где каждый гвоздь в стене родной?И они решение приняли. Какие? А вот об этом мы умолчим.
Мария КИДЯЕВА