Воспитываем вместе — Русский театр имени М.Ю. Лермонтова

Воспитываем вместе

К такому решению
пришли учителя Хакасии и руководство Русского драматического театра имени М.Ю.
Лермонтова по итогам работы круглого стола «Сетевое взаимодействие школы и
театра как условие формирования духовно-нравственной личности», прошедшем 20
августа на VI Республиканском
образовательном форуме.

Идея
сетевого взаимодействия – регулярного, системного и плодотворного
сотрудничества с педагогическим сообществом республики, вынашивалась Русским
театром  давно. Несмотря на то, что театр
достаточно часто играет спектакли для учащихся, на постоянной основе их
посещают не все школы Абакана, не говоря уже о регионе в целом. Впервые за три
года существования проекта «Театральные уроки для школьников» удалось показать
их педагогам-профессионалам.
Эмоциональный,
яркий, игровой урок по Тургеневу «Муму» в режиссуре Владимира Гордеева наглядно
демонстрирует нравы XIX века,
вероломство барыни, её отношение к крепостным, их горести и печали – причём,
всё подано настолько живым, доступным театральным языком, что вызывает чувства
умиления и восторга не только у ребят, но и у взрослых.
Бурную
реакцию публики вызвал спектакль Евгения Ланцова «Грибоедов. Горе от ума». По
мнению педагогов, театр обнажил проблему, заявленную Грибоедовым, что должно
побудить старшеклассника прочитать оригинальную пьесу и составить своё мнение о
том, а кто такие сегодня Чацкий, Фамусов, Молчалин, Скалозуб – и нужны ли они
современной России? Вернее, кто из них способен изменить нашу реальность к
лучшему.
После
просмотра спектаклей состоялась дискуссия, на которой у каждого преподавателя
была возможность дать комментарий и высказать свои пожелания режиссёру и
артистам. Модератором секции выступила Ольга Ридер, методист кафедры образовательных технологий Хакасского
института развития образования и повышения квалификации, в дискуссии приняли
участие автор проекта, главный режиссёр театра Евгений Ланцов, директор
Русского драматического театра Марина Верьясова, историк театра, заслуженный
артист России Виктор Шлык и другие.
Возможно ли скоординировать работу театра в
образовательном ракурсе? Какого ребёнка мы хотим и можем воспитать сообща?
Какие произведения школьнику нужно не только прочитать, но и необходимо увидеть
на сцене?Эти вопросы звучали достаточно часто, но найти
ответы сходу удалось не на все. В настоящее время в репертуаре театре имеются
десять спектаклей-уроков – в основном, по русской и советской классической
литературе плюс три урока профилактического содержания (по пожарной
безопасности, ПДД и правилам поведения при ЧС), и все они могут быть показаны
уже сегодня. Использование
театральных уроков не только как средство приобщения к театру, но также
инструмент гуманитарного образования, для
Европы и для многих крупных городов России – дело не новое. Но таким
объёмом школьного репертуара, который есть в Русском театре, может похвастать
не каждый театр.

На предложение театра совместно выбирать названия
для будущих спектаклей-уроков, педагоги согласились. Учителя русского языка и
литературы стали предлагать Распутина, Паустовского и много кого ещё, а
филологи, преподающие иностранные языки, показали свою заинтересованность в
«Маленьком принце» Экзюпери и в пьесах Шекспира.

На следующей встрече – в октябре – они определятся
с конкретными авторами – ведь любой поставленный театром спектакль-урок, это,
кроме всего прочего, художественный продукт, который не должен лежать «на
полке», а как можно чаще встречаться со своим целевым зрителем – школьником.Театр предложил учителям сотрудничество в
создании спектаклей – педагоги смогут участвовать в генеральных репетициях и
высказывать свои пожелания – ведь это необходимо не только для более точного
определения возрастной группы зрителя, но и для возможной корректировки
литературного материала, правильной «научной» расстановки акцентов. При этом
художественное решение образов литературных героев, самой истории – безусловная
прерогатива театра, ведь дать
эмоциональный заряд, научить сопереживать героям, понимать мотивы их
поступков – порой легче при просмотре спектакля, нежели на обычном уроке
литературы.

Воспитать из современного ребёнка, подсаженного
на компьютерные игры и социальные сети, просвещённую, цельную, духовно-развитую
личность возможно и реально – но результат будет гораздо более масштабным и
конкретным, если мы объединим усилия, а мы – это, прежде всего – семья, школа и
театр, то есть живой пример, система образования и сила искусства. 

Упомянутые спектакли
Упомянутые личности