Русский драматический театр им. М. Ю. Лермонтова показал на фестивале «Голоса истории» спектакль «Песнь о царе Иване Васильевиче, молодом опричнике и удалом купце Калашникове». «Исторические зарисовки в одном действии» артисты из Хакассии представили накануне в Консисторском дворе Вологодского кремля.
В поэме Михаил Лермонтов обращается к народному фольклору и переносит читателя в противоречивую эпоху царя Ивана Грозного. Поднимая вопросы совести и нравственного выбора, автор показывает поступок, продиктованный честью и чувством справедливости. Его удалой купец Степан Калашников является олицетворением героического национального начала.
Премьера спектакля состоялась 28 февраля 2017 года, спустя 180 лет после написания «Песни», однако режиссер театра Владимир Гордеев отметил, что юбилей произведения не являлся причиной создания постановки: «Я знал, что вопрос о создании спектакля будет, и думал, как ответить, чтобы это звучало грандиозно (улыбается). Но на самом деле спектакль получился спонтанно. Сейчас такое время, когда школьники не очень хотят идти в театр, и нужно их к этому приучать, и через Министерство образования мы договорились с учителями проводить театральные уроки. Этот проект существует с 2013 года, я ставил для него «Муму», «Кладовую солнца», «Алёнушкины сказки». И однажды возникла идея спектакля по «Песне про купца Калашникова» – не приуроченная ни к чему. Но так как я не понимаю (или не хочу понимать), что такое театральный урок, хотя главный режиссер мне объяснял, я поставил спектакль – со всем психологизмом, и когда мы показывали его зрителям Абакана и критикам, они в один голос говорили, что никакой это не театральный урок. Первое время мы обсуждали этот спектакль со школьниками. Насколько знаю, «Песнь» изучают в седьмом классе, и я часто думал, что́ эти ребята могут понять после прочтения. Может быть, у них появляются первые серьезные размышления о справедливости, о чести и достоинстве».
Высокую оценку постановке дали эксперты IX Международного эколого-этнического фестиваля театров кукол «Чир Чайаан» и посоветовали заявить его на «Голоса истории» в Вологду – город, история которого неразрывно связана с личностью Ивана Грозного. Для участия в фестивале режиссеру пришлось удлинить спектакль: «По хронометражу мы сюда не попадали, и нас вежливо попросили увеличить время постановки. Я снова перечитал Лермонтова, вставил несколько эпизодов, удлинил бой, за что критики здесь нас отругали. С другой стороны передо мной на спектакле сидели два парня лет тринадцати, и я слышал, как они шепчутся: «Сейчас будет драка, ты за кого?» То есть детскую психологию я понимаю».
Особый колорит спектаклю придают напевы – поет почти весь актерский состав, и это созвучно народному колориту лермонтовского текста. «Эта идея тоже была моя, – рассказывает Владимир Гордеев, – но я даже не знаю, как я к этому пришел. Я работал с актерами и захотел начало «Песни о купце Калашникове» спеть, и даже попытался сделать это сам. Одна из актрис, которая задействована в постановке, предложила пригласить специалиста по фольклору. Почти все песни – это тексты Лермонтова, конечно, что-то мы подрезали, когда не было ощущения напевности, и естественно, я подобрал актеров поющих… Вчера после спектакля нас похвалила представитель Вологодской филармонии, и критики на обсуждении были с ней согласны».
Режиссер признался, что идея играть этот спектакль на открытой площадке сначала вызывала у него внутреннее сопротивление, всё же он камерный, и в театре его показывают на малой сцене – «без всяких микрофонов, как вчера». Тем не менее «Песнь о купце Калашникове» абсолютно органично смотрелась в стенах Кремля. Сегодня театр представит ее еще на одной открытой площадке – в Кириллове, в стенах Кирилло-Белозерского монастыря на территории Нового города.
Владимир Гордеев признался, что надеется найти время и посмотреть Вологду, а также когда-нибудь вернуться сюда с новой постановкой.