сентября Русский драматический театр имени М. Ю. Лермонтова (Абакан, Хакасия)
представит тувинским школьникам и студентам культурно-образовательный проект
«Театр. Школа. Просвещение». Благодаря гранту Фонда «Русский мир» ребята
познакомятся со спектаклями по произведениям русской литературы в жанре
театрального урока.
Театральный урок – это особый жанр спектакля,
позволяющий учащимся лучше усвоить школьную программу. Литературная основа
«уроков» – это, прежде всего, глубокие гуманистические идеи, занимательный
сюжет и восхитительный, живой и колоритный русский язык. Есть дети, которые любят учиться и легко
усваивают литературные тексты, но некоторые школьники читать не любят – их
больше привлекает спорт, музыка или компьютерные игры. Уроки литературы,
рассказанные артистами в театре, одинаково интересны и тем, и другим.Репертуарный проект по русской классике был задуман в
2013 году главным режиссёром театра Евгением Ланцовым для обеспечения школьной
аудитории качественным театральным предложением для коллективного посещения. В каждой постановке участвуют от одного до
четырёх артистов. Таким образом, некоторым из них приходится за 45 минут
сыграть несколько разных ролей. Ребята наблюдают за перевоплощениями,
происходящими на сцене, учатся понимать театральную условность, фантазируют,
мечтают и размышляют вместе с артистами. При этом театр вовсе не гонится за
образовательными стандартами – ребята должны запомнить пусть не основное, но
оригинальное и полезное.
Так, в репертуаре театра
появились уроки для младших школьников: «Муму» И. С. Тургенева, «Кладовая
солнца» М.М. Пришвина, «Алёнушкины сказки» Д.Н. Мамина-Сибиряка, спектакли-уроки
для учащихся среднего звена – «Каштанка» А.П. Чехова, «Песнь о купце
Калашникове» М.Ю. Лермонтова, а также постановки, рассчитанные на
старшеклассников и студентов, такие как «Грибоедов. Горе от ума» А.С.
Грибоедова и «Ода чемпиону» по исторической повести «Деньги» М.М. Зощенко.
За годы существования проекта было показано около 500
спектаклей для 30 000 школьников Хакасии, юга Красноярского края и Бурятии
(в рамках гастрольного тура), были проведены дискуссии и круглые столы с
участием театрального и педагогического сообщества. Кандидат филологических
наук, преподаватель ХГУ имени Н. Ф. Катанова Татьяна Юрьевна Кравченко, в одной
из дискуссий отметила: «Самая читающая
страна в мире перестала читать, и ко всему этому перестала ходить в театр. Дети
оканчивают школу, не читая классических произведений, а если читают, то не
улавливают художественные образы, поскольку у многих отсутствует воображение,
способность представить литературный персонаж. Идея театра замечательна тем,
что с помощью театральных уроков появляется возможность эти персонажи увидеть.
Мы водили в театр и детей, и студентов, видели, как, смотря спектакль, они
начинают понимать то, чего не фиксировали при чтении».
Российский театральный критик, эксперт Фестиваля
«Золотая Маска» Александр Вислов, так же побывав на спектаклях-уроках,
поделился своим профессиональным мнением: «Мне
приходится говорить со многими директорами и режиссёрами театров, и я знаю, как
зачастую в драматических театрах относятся к детскому репертуару. Ребёнок
впервые идёт в театр и получает «халтуру», отрицательные эмоции на всю
оставшуюся жизнь. Ответственность театра перед маленьким зрителем очень высока,
тем более что сейчас повсеместно по стране театральный зритель «стареет». Что
можно всему этому противопоставить? Театр. Мы увидели два совершенно разных урока.
«Грибоедов. Горе от ума» – история интеллектуальная, этакие «заметки на полях»
произведения, попытка «пощупать» текст, понять, как он звучит сегодня,
насколько он актуален. В этом смысле всё интересно, умно, есть много классных
находок. В свою очередь, «Муму» – очень простая, трогательная, пронзительная
история, и она «берёт» зрителя как раз своей эмоциональностью».
Положительные результаты подвигнули театр к
расширению географии, для чего была выбрана наша братская Республика Тыва.
Реализация проекта в Кызыле стала возможна благодаря финансовой поддержке Фонда
«Русский мир», организационной и методической поддержке Лаборатории проблем
преподавания русского языка Института развития национальной школы, Тувинского
института развития образования и повышения квалификации, партнёрству с
Национальным музыкально-драматическим театром имени В. Кок-оола и Тувинским
государственным университетом.
Благотворительные спектакли увидят учащиеся тувинских
школ, студенты-филологи, учителя русского языка и литературы. В частности, для
педагогов будут проведены лекции и дискуссии, целью которых является
определение путей взаимодействия театра и школы, поиск возможностей интеграции
театрального компонента в дополнение к образовательной программе, применение
опыта Республики Хакасия с учётом национальной специфики Республики Тыва.