Завершал гастрольный марафон в Челябинске Русский драматический театр имени Лермонтова из Абакана, оказавшийся самым щедрым: сразу шесть спектаклей привезли абаканцы для обзора. Репертуар выбирали с особым пристрастием – чтобы было над чем посмеяться, задуматься, а кому-то чтобы и всплакнуть удалось. И, в принципе, удалось: смеялись, плакали и спорили – мнения были разные, что тоже хорошо, ведь если спектакль «дошел» со зрителем хотя бы до остановки транспорта, значит, нервы и время были потрачены не зря.
Массовый зритель хохотал над злоключениями семейки Краузе, пристрастный — может не совсем корректно — сравнивал художественный уровень гостей с местным, профессионалы оценивали коллег и приглядывались к репертуару, а приглядеться было к чему: львиную долю гастрольного пирога составляла современная драматургия, гостья на челябинских сценах залетная и пугливая. В этом отношении абаканский визит стал в какой-то мере просветительским – публика узнала Коровкина, Яблонскую, Сигарева, Пелтола, а может, даже и запомнила кого-то. Хозяевам, театру драмы, приглянулась пьеса Пулинович, и может статься, что «Земля Эльзы» появится и на челябинской сцене, это будет лучшим показателем правильности новой федеральной программы, благодаря которой провинциальные театры вырвались из областного пространства, открыли форточку в Европу или Азию, получили приток воздуха извне.
Поделиться впечатлениями о гастрольном марафоне согласились журналисты «ВЧ», а заодно и гости из солнечной Хакасии.
Маленькая большая история.
В автобусе поздороваться с водителем, поговорить о погоде, спросить о радикулите жены. В городе снять деньги с карточки (четыре цифры, пик-пик-пик, хрум-хрум), потом в магазин, затем в аптеку, после — пончик из кондитерской. Такими маленькими мыслями занята голова недалекого здоровяка Ясона, главного героя пьесы «Маленькие деньги».
История, воплощенная на сцене абаканского театра Евгением Ланцовым, сама производит впечатление маленькой, хитро отделанной вещицы. Спектакль играется на малой сцене. Продолжительность — даже не полтора часа, а 1 час 25 минут. Никакой массовки. Из декораций — три ширмы, обтянутые тканью, пара стульев и скамеек. Но и в чашечке цветка можно увидеть небо. А нескольких ширм, в общем-то, более чем достаточно, чтобы раз за разом превращать сцену в деревенский домик, бар или холодный осенний парк.
Атмосфера в тесных рамках спектакля кажется особенно плотной, насыщенной. С первых же диалогов проникаешься ощущением глубинки, маленькой деревни на полтора двора. Казалось бы, автор пьесы Сиркку Пелтола должна рассказывать о своей благополучной Финляндии. Но происходящее на сцене вовсе не кажется чуждым. Словно в маленькой уральской деревне, герои беспокоятся о дровах для печи, Ясон ездит за продуктами на автобусе в ближайший город, а его пожилая мать и соседка Илсе по-стариковски ругаются, и заботятся друг о друге, и снова ругаются, и говорят по душам. Трогательны и поневоле смешны их «качели» от дружбы к ссоре и обратно.
Главного героя программка спектакля описывает как «нелепого, комичного, бесхитростного» человека, который живет в своем мире. Но первый же его диалог позволяет понять, что крылось за красивыми перифразами. Ясон явился к нам из тех же широт, где живут Форрест Гамп и Человек Дождя. Впрочем, ему удивительно подходит атмосфера глубинки: в этом грустно-комичном персонаже есть что-то простое, природное, искреннее. Мать Ясона разработала целую систему поведения, которая должна уберечь пятидесятилетнего мальчика от беды. Но нужно делать покупки, и раз в неделю, строго по расписанию, он берет банковскую карточку, «наследство, пенсия — все будущее Ясона», и отправляется в город.
Резким диссонансом разрезают уютную атмосферу первые сцены Микки и Ванессы. Молодые люди в ярких модных тряпках кружат по городскому парку, словно пара волков: еды нет, жилья нет, становится холодно — «Ууууу!». Впрочем, даже несколько гоповатая парочка сперва смотрит на Ясона с интересом и теплотой: «Смотри, он бутылку с молоком прячет в носок! Так мой дед делал…».
Именно Микки и Ванесса заставляют героя нарушить привычный порядок. Ясон сталкивается с неизведанным миром, где каждая маленькая деталь огромна для него. Трудно сдержать улыбку, глядя, как герой приходит в восторг от мелочей, которые мы давно перестали замечать, и простодушно делится с «друзьями» каждым впечатлением. А между тем впору плакать: ведь Микки и Ванесса уже придумали, как выкрасть банковскую карточку, на которой «все будущее Ясона»…
Почему же в заглавие вынесены «маленькие» деньги? Этого не знают ни Ясон, ни похитители карты, но на счете нет пенсии и пособия — только самые малые деньги. Увы, разогнавшийся механизм трагедии уже не остановить.
К последним минутам, казалось бы, не остается ничего хорошего: за Ясоном приезжает полиция (он убил Микки), Ванесса остается одна. Но финал окрашен в неожиданно светлые тона. Есть тихое достоинство в том, как Ясон с матерью ждут ареста. А Ванесса, которая получила с карточки лишь «самые малые деньги», не смогла оплатить незаконный аборт и теперь готовится к рождению ребенка. «Ты скоро станешь мамой, — говорит ей мальчик на скамейке в парке. — Это хорошо, он будет о тебе заботиться…». Становится тепло: зима подошла к концу. Пожалуй, именно ощущение тепла, чего-то трогательного остается с нами после просмотра спектакля. А еще — желание чуть-чуть внимательнее посмотреть на маленькие вещи и подумать над тем, какая это грустная и смешная штука — наша жизнь.
Надежда МЕДВЕДКИНА