«Актриса – женщина в квадрате», – говорил австрийский писатель Карл Краус. И Елена ИЗРАЭЛЬСОН, актриса Русского драматического театра им. М.Ю. Лермонтова, действительно такая! Талантливая, настоящая, открытая и мудрая. Подлинная женщина!
19 ноября Елена отметит день рождения, свой юбилей. В преддверии праздника мы решили узнать больше о ее жизни и творческом пути.
В начале было слово… Но не «театр»
– Я родилась в Канске. Окончив школу, поступила в Лесосибирский педагогический институт. По первоначальной профессии я – учитель русского языка и литературы. Еще в школе мечтала преподавать. У меня были очень хорошие учителя. В среднем звене – Лидия Юрьевна, которая больше внимания уделяла русскому языку, чем литературе. В старшем звене к нам пришел другой педагог – Зинаида Андреевна, и она уже прививала ученикам любовь к литературе. В общем, можно сказать, что мое поступление в пединститут было целенаправленным.
После учебы я отработала в школе около года. Потом пришла в Лесосибирский театр-студию «Поиск» и… задержалась там. Работая в Лесосибирском театре, поступила в Красноярский институт искусств на заочное отделение и окончила его в 1999 году. Такое совмещение теории и практики было очень полезным. Как правило, когда мы приезжали на сессию в институт, то привозили с собой уже готовые экзаменационные работы. По окончании учебы получили дипломы государственного образца.
Кстати, и сейчас есть такая возможность, чтобы студент и учился, и работал в театре. Только не все вузы ведут заочное обучение.
Педагог – это друг и бесспорный авторитет!
– Преподаватели у нас были, что называется, с большой буквы! Сразу вспоминается Владислав Яковлевич Жуковский. Профессор, заслуженный артист РФ, автор множества пособий по сценической речи… Из мастеров хочется выделить Людмилу Борисовну Михненкову, заслуженную артистку РФ, актрису Красноярского драматического театра им. А.С. Пушкина. Она преподавала технику нанесения театрального грима, но мы с ней больше говорили все-таки об актерской профессии. Об истории театра, об актерах мы узнавали из лекций Ларисы Николаевны Лейченко. Потрясающая женщина! Пластику и сценические движения преподавал Алексей Кулинкович. Сейчас он преподает в ГИТИСе.
Особенность наших занятий в институте заключалась в том, что мы не только познавали азы актерского мастерства, но и имели возможность говорить, спорить и дискутировать. Весь этот процесс был невероятно интересным! И преподаватели как один говорили: «С вами даже интереснее работать, чем с простыми студентами. Они приходят к нам и просят дать, а вы приезжаете на сессию, чтобы получить».
– А когда вы встретились с будущим мужем, Александром Григорьевичем Израэльсоном?
– Мы познакомились в 1994 году, когда он пришел к нам в Лесосибирский театр. Он тогда уже состоялся не только как актер, но и как личность. Он приехал в Лесосибирск из районного центра Пировское Красноярского края, где был режиссером народного театра. Мы вместе окончили институт в Красноярске, а потом вместе служили в Лесосибирске и в других театрах – Канском драматическом и Минусинском драматическом.
– Какие спектакли вам особенно запомнились, пока вы работали в театрах Лесосибирска, Канска и Минусинска?
– В Лесосибирске мне запомнилась роль Джульетты в спектакле «Король умирает» Эжена Ионеско. Это был театр абсурда. Еще помню спектакль «Клетка» по пьесе Льва Корсунского. Мне досталась роль Дворняжки. Вообще в театре Лесосибирска я переиграла весь детский репертуар. Меня даже называли «Королева сказок»!
В Канске запомнился один из последних наших спектаклей. Режиссер Андрей Евгеньевич Луканин поставил пьесу Александра Афиногенова «Машенька». Хорошая советская пьеса. Я играла одну из главных ролей – Машеньку. И, конечно, хочется отметить «Очень простую историю» Марии Ладо. Там я играла Свинью, а Саша (Александр Израэльсон) – Соседа.
В Минусинске мы прослужили восемь сезонов. Работы было много. Мы не были обижены ролями, случались и проходящие, и знаковые… Самый любимый спектакль у нас с Сашей – «Саня, Ваня, Римас» по пьесе Владимира Гуркина. В этой же постановке играли Денис Энгель и Галина Архипенкова. Это действительно спектакль, по которому мы скучаем. История, которая затронула каждого из нас – как люди выживали во время войны. Еще запомнилась постановка «Месяц в деревне» по пьесе Ивана Тургенева. Мне досталась небольшая роль – Лизавета Богдановна. Моим партнером по этому спектаклю был Сергей Петрович Быков, заслуженный артист РФ, актер Минусинского театра, и мне доставляло огромное удовольствие играть с ним!
В семье должен быть главный
– Давайте поговорим о вашей семье. Поделитесь, пожалуйста, опытом: как два творческих человека, два актера существуют рядом друг с другом?
– Я считаю, что нужно отдать кому-то из супругов главенствующую роль. Особенно в работе. Лично мне очень важно мнение Саши о театре, о ролях, которые я играю, ведь это подсказка, видение со стороны… И в семье точно так же. Понимаете, даже если в семье оба супруга – лидеры, все равно кто-то из них будет задавать вектор. Чтобы избежать конфликта, должна присутствовать мудрость у обоих партнеров, но кто-то из них должен быть чуточку мудрее. Всегда.
У нас в доме уют создают книги, картины, листки со стихами Александра Григорьевича, любимая гитара, наша собака…
– Такой творческий беспорядок получается…
– А почему нет? Предлог всегда найдется. Конечно, иногда приходит «момент уныния», заботы не дают покоя, но все равно любую ситуацию можно перевести на позитивный, немножко ироничный лад.
– А чем сейчас занимаются ваши дети?
– Александру, старшему сыну, сейчас 30 лет, они с женой живут в Лесосибирске. У них своя детская студия. Занимаются с детьми акробатикой, гимнастикой, клоунадой и актерским мастерством. Младший, Сева, учится в школе, увлекается музыкой – старым и новым рэпом. Там, оказывается, существует такое разделение. Как он говорит: «Старая и новая школа»! Пока мне непонятно, чего он хочет на самом деле, но у него есть хорошее качество – целенаправленность. Недавно увлекся фотографией, пишет стихи. Это у него от папы. Стихи у сына получаются серьезные, социальные и гражданские. И это меня, если честно, немного пугает, потому что раньше… Нас как учили? Придерживаемся все одной точки зрения. Никому и в голову не приходило высказывать свое личное мнение, анализировать, рассуждать. А сегодняшние дети выросли в атмосфере свободы. У них есть свое мнение, устоявшаяся гражданская позиция. И пугает именно то, что сейчас хотят у них эту свободу отобрать! А они этому активно сопротивляются.
Театральная жизнь
– Расскажите о драматическом театре имени Лермонтова. Когда вы стали тут работать?
– В абаканский театр мы приехали работать в 2014 году, после того как позвонили Евгению Ланцову, когда тот был еще главным режиссером. Легко влились в коллектив и в атмосферу театра.
– А как в театре проходит работа с приезжими режиссерами?
– Они приезжают уже с готовым материалом, с которым нам предстоит работать. На начальном этапе смотрят на нас чисто визуально. Если есть возможность, то посещают какие-то наши спектакли, чтобы посмотреть на актеров в действии.
Основное отличие работы с приезжими режиссерами – спектакль приходится делать за меньший период, чем если бы мы работали с нашим режиссером. Но тем не менее все этапы работы соблюдаются. Режиссер вызывает определенную группу актеров, и мы читаем пьесу. Это своего рода знакомство. Одного и того же персонажа читают разные актеры. И после этих читок режиссер делает для себя выводы, решает, с кем он будет работать дальше. Также существует так называемый «застольный» период. Это когда мы сидим все вместе еще не на сцене, а за столом. Читаем, обсуждаем режиссерские задумки, расставляем точки над «i» в создании образов, говорим, кому что нравится или не нравится… И только после этого начинаются репетиции.
– Театр недавно съездил в рамках «Больших гастролей» в Прокопьевск. Поделитесь впечатлениями?
– Гастроли – это всегда такой мощный обмен энергией! Ведь зритель постепенно привыкает к родному театру, к актерам, к «домашней энергетике». И тут приезжает другой… Залы заполняются до отказа, ведь это что-то новое и потому интересное. Я не могу сказать, что в Прокопьевске театр лучше или хуже, он просто другой. Зрители очень хорошо приняли «Песнь о купце Калашникове», «Землю Эльзы»… А на «Детекторе лжи» вообще зрители не давали актерам слова сказать, потому что все время звучали аплодисменты! Актерам приходилось пережидать и потом начинать сначала. Может, чуть сдержанной получилась «Антигона». Но это такой спектакль… На нем надо думать. И, конечно, после спектаклей зрители подходили, благодарили, приглашали приезжать еще.
– Елена, вы кроме того, что играете в театре, еще и занимаетесь преподаванием. Вы учите студентов, передаете свой опыт. А чему они учат вас?
– Все верно. Я преподаю на актерском отделении в Минусинском колледже культуры. Когда мне предложили эту работу, я ответила: «Но я же в этом ничего не понимаю. Что я буду делать и как?» Сказали: «Научишься. Вместе с ними». Все так и вышло. Конечно, я смотрю видео, мастер-классы, читаю учебные пособия, и этот материал стараюсь использовать на практике. Несомненно, у нас со студентами происходит обмен, они подсказывают мне, подкидывают идеи. И идет процесс взаимообучаемости.
Сейчас руководство театра предъявляет повышенные требования: актер должен обладать вокальными данными, уметь танцевать, хорошо говорить и так далее. Но студенты есть студенты. Кто-то хочет учиться, кто-то нет. Кому-то нужно дольше объяснять… Для кого-то приходится устанавливать четкие рамки, проводить грань, иначе все обучение пойдет насмарку. Знаете, у нас есть поговорка: «На первый курс приходят народные артисты, второй курс – это уже заслуженные, третий курс – просто артисты, а выпускник актерского отделения – «ничего не знаю»!
Анастасия СПАЛЕВИЧ