7 июля в рамках режиссерских лаборатории IX Международного эколого-этнического фестиваля «Чир Чайаан» Русский драматический театр имени М.Ю. Лермонтова показал фестивальной публике эскиз спектакля «Антигона. Вечеринка» по пьесе Софокла в постановке заслуженного деятеля искусств Республики Калмыкия Баатра Колаева.
Главные роли – Креонта и Антигоны – в эскизе спектакля исполнили Александр Израэльсон и Валентина Прокопенко. Также в постановке приняли участие Елена Израэльсон (Эвридика), Алексей Крысенок (Гемон), Галина Лопутько (Исмена), засл. арт. РХ Сергей Нурушев (Тиресий), а также Александр Хитров и Владимир Гаврилов в качестве братьев Антигоны.
Трудно найти слова, чтобы описать происходящее на сцене. Это и в правду была вечеринка по случаю окончания войны. И Креонт, будучи царём Фив, распорядился, каким этому празднику быть. Безумные пляски длились столько, насколько ему – Креонту – хватило сил. Распорядился Креонт и по поводу погребения усопших, хотя это дело в прямом смысле «не царское». Итак, Креонт беззаветно счастлив – он рад мишуре, пляшущей с ним из страха, он рад семье, что возвысилась с ним благодаря славной, но пока единственной победе… И тут появляется Антигона, которая отнюдь не делит с ним эту радость, ибо у войны всегда две стороны, и Антигона на стороне скорби. Она не играет по его правилам и ничего не боится – она твёрдо сознаёт свою правоту. Приняв решение казнить непокорную, Креонт лишается самого дорогого – семьи. Но это не месть Антигоны, нет – это месть самой судьбы. Софокл говорил: «Судьба могла лишить героя счастья и жизни, но не унизить его духа, могла сразить его, но не победить». Так и Антигона осталась непобеждённой, а Креонт – увы – побеждён.
— Меня подтолкнула к этой драматургии встреча с Римасом Туминасом на гастролях Вахтанговского театра в Хакасии. Мы говорили о том, что может быть интересно зрителю сегодня, – рассказывает режиссёр эскиза. – Тогда, в общении со старшими коллегами, у меня родилась идея постановки двух историй – «Орфея и Эвридики» и «Антигоны». Подтолкнуло меня и то, что Александр Израэльсон мечтал сыграть роль Креонта, и нашлась артистка на роль Антигоны – экспрессивная, напористая, энергичная Валентина Прокопенко. Моя история – праздник, закончившийся известной трагедией – безумием Креонта. Для меня эта пьеса Софокла, прежде всего, о нём.
В своём эскизе Баатр Колаев рассказывает историю известного противостояния современным сценическим языком, пытаясь вынести из неё вненациональный, но общечеловеческий, «космический» смысл, единое культурное начало, роднящее судьбы всех народов мира. Театральный критик, эксперт Национального театрального фестиваля «Золотая маска» Александр Вислов, на круглом столе, посвящённом итогам фестиваля «Чир Чайаан», поздравил «своих любимых артистов театра Лермонтова» с достойной работой, отметил роли Валентины Прокопенко и Александра Израэльсона, который стал для него открытием как большой трагический артист.
Главные роли – Креонта и Антигоны – в эскизе спектакля исполнили Александр Израэльсон и Валентина Прокопенко. Также в постановке приняли участие Елена Израэльсон (Эвридика), Алексей Крысенок (Гемон), Галина Лопутько (Исмена), засл. арт. РХ Сергей Нурушев (Тиресий), а также Александр Хитров и Владимир Гаврилов в качестве братьев Антигоны.
Трудно найти слова, чтобы описать происходящее на сцене. Это и в правду была вечеринка по случаю окончания войны. И Креонт, будучи царём Фив, распорядился, каким этому празднику быть. Безумные пляски длились столько, насколько ему – Креонту – хватило сил. Распорядился Креонт и по поводу погребения усопших, хотя это дело в прямом смысле «не царское». Итак, Креонт беззаветно счастлив – он рад мишуре, пляшущей с ним из страха, он рад семье, что возвысилась с ним благодаря славной, но пока единственной победе… И тут появляется Антигона, которая отнюдь не делит с ним эту радость, ибо у войны всегда две стороны, и Антигона на стороне скорби. Она не играет по его правилам и ничего не боится – она твёрдо сознаёт свою правоту. Приняв решение казнить непокорную, Креонт лишается самого дорогого – семьи. Но это не месть Антигоны, нет – это месть самой судьбы. Софокл говорил: «Судьба могла лишить героя счастья и жизни, но не унизить его духа, могла сразить его, но не победить». Так и Антигона осталась непобеждённой, а Креонт – увы – побеждён.
— Меня подтолкнула к этой драматургии встреча с Римасом Туминасом на гастролях Вахтанговского театра в Хакасии. Мы говорили о том, что может быть интересно зрителю сегодня, – рассказывает режиссёр эскиза. – Тогда, в общении со старшими коллегами, у меня родилась идея постановки двух историй – «Орфея и Эвридики» и «Антигоны». Подтолкнуло меня и то, что Александр Израэльсон мечтал сыграть роль Креонта, и нашлась артистка на роль Антигоны – экспрессивная, напористая, энергичная Валентина Прокопенко. Моя история – праздник, закончившийся известной трагедией – безумием Креонта. Для меня эта пьеса Софокла, прежде всего, о нём.
В своём эскизе Баатр Колаев рассказывает историю известного противостояния современным сценическим языком, пытаясь вынести из неё вненациональный, но общечеловеческий, «космический» смысл, единое культурное начало, роднящее судьбы всех народов мира. Театральный критик, эксперт Национального театрального фестиваля «Золотая маска» Александр Вислов, на круглом столе, посвящённом итогам фестиваля «Чир Чайаан», поздравил «своих любимых артистов театра Лермонтова» с достойной работой, отметил роли Валентины Прокопенко и Александра Израэльсона, который стал для него открытием как большой трагический артист.