Русский драматический театр им. М.Ю. Лермонтова начинает новый, 79-й сезон. Абаканских театралов ждет спектакль «Три красавицы» по пьесе Валентина Красногорова. Это имя хорошо известно любителям театра России и многих зарубежных стран.
Для работы над постановкой в Абакан приехали будущие дипломированные режиссеры Никита ТРОФИМОВ и Евгения КОЛЕСНИЧЕНКО. Они – студенты Российского государственного института сценических искусств. Являются многократными участниками и Лауреатами международных фестивалей.
– Никита, Евгения, расскажите о себе. Где учитесь, чем привлекла в свое время профессия режиссера?
Никита: – Родом я из города Ижевск. Учился там на экономиста, пророчили хорошее и светлое будущее успешного финансиста, но, заскучав, я «сбежал» из этой специальности.
Евгения: – Хочу сказать, что мне 27, а я все еще студент. Хорошего, на самом деле, в этом мало, но кое-что все же есть – я студент театрального института в прекрасном городе на Неве! Чему я очень рада!
– Чтобы влюбиться в профессию, нужен кумир, а чтобы достичь в ней успехов – хороший учитель…
Никита: – И у меня есть кумир. Я всю жизнь являлся и до сих пор являюсь большим поклонником Чарли Чаплина, поэтому в свое время подался в кино. Работал «хлопушкой», скриптом, вторым режиссером… Потом «вдруг» познакомился с театром, увидел живой процесс, происходящий между зрителем и артистами. Тут и решил остаться. Поступил в мастерскую Г.Р. Тростянецкого.
Евгения: – Насчет кумиров сказать что-то сложно, я еще ни одного для себя не сотворила. А вот учусь у человека с большой буквы! Это Геннадий Рафаилович Тростянецкий. Благодаря ему тоже становлюсь потихоньку человеком.
– Расскажите о тех фестивалях, в которых вы принимали участие.
Евгения: – Участвовали не только мы с Никитой, а вся наша мастерская. Дело в том, что у нас есть несколько общих спектаклей, где мы, режиссеры, выступаем и в качестве артистов. Например, этим летом мы побывали в Воронеже на Платоновском фестивале искусств, возили небольшой курсовой спектакль «Корова» по одноименному рассказу Андрея Платонова. Это был большой и ценный профессиональный опыт для всех нас. А весной с этой же работой мы побывали и на «Март.Контакте» в Могилеве.
– Доводилось ли вам до поездки в Хакасию принимать на себя роль режиссера вне учебного процесса? Какие впечатления оставил у вас этот опыт?
Евгения: – Я уже четвертый год пытаюсь примерить на себя эту роль, и впечатления остаются самые разные и противоречивые. Но если вы спрашиваете о «крупной рыбе», о самостоятельных постановках вне учебного процесса… Да, опыт был, но он скорее напоминал «дорогу» к профессии. Это были спектакли в театральной студии, сочиненные с такими же мечтателями-единомышленниками. Мы все грезили о серьезных постановках и работали, чтобы достичь этого.
– Расскажите о режиссерах, чьим творчеством вы интересуетесь, может, в чем-то подражаете…
Евгения: – К сожалению, рассказать о режиссерах не смогу, это личное подсознательное ощущение, которое не выразишь словами. А насчет подражания… В работе мы часто слышим и сами говорим: «давай, как Туминас» или «тут как у Рощина», «а музыку у Бутусова возьмем»… Но все это делается лишь для того, чтобы найти себя, вдохновиться. Все как у Пикассо.
Никита: – А мне лично нравятся режиссеры, которые на 2–3 часа могут полностью погрузить в другой мир. Например, Бутусов, Рощин, Жанти, Тьери, Някрошюс. На мой взгляд, у театра получается (когда это получается) гораздо сильнее погрузить зрителя в другой, новый мир, чем у кино.
– Что вы думаете о Хакасии? О людях, об Абакане, о театре, об актерах?
Евгения: – Честно говоря, я впервые заехала так далеко на восток России. Но, несмотря на то, что от моего дома Абакан находится в четырех тысячах километров, я в каждом уютном уголке вашего города узнавала родные места, где провела детство. Ностальгия какая-то… И что самое приятное, нас здесь ждали.
Никита: – Для меня хорош тот город, в котором есть театр! Иногда проезжаешь где-то, спрашиваешь: а есть у вас в городе театр? А тебе отвечают, что нет. И становится страшно, как же люди без этого живут? Я бы так не смог. А в Абакане играют, зовут режиссеров ставить спектакли, театры возят свои постановки по фестивалям… Сейчас взялись за ремонт театра. Для меня это показатель жизни города.
– Сейчас вы работаете над спектаклем «Три красавицы» с актерами театра им. Лермонтова. Действительно, это легкая, но такая жизненная и веселая история. Было очень интересно читать. Почему выбрали именно ее?
Евгения: – Соглашусь. И сам автор описывал свое произведение как теплую комедию… На самом деле выбора как такового, осознанного не было. Я бы сказала, что так звезды сошлись, так получилось, все линии просто пересеклись именно в этой точке. Как и в самой пьесе, в этом есть какая-то сказочность.
– В чем главная идея пьесы?
Никита: – Я думаю, это история о том, что нельзя переставать верить в себя и ставить на себе крест.
Евгения: – Да, но не стоит забывать и о том, что нужно жить по-настоящему, ценить то, что есть у тебя, и не забывать найти в жизни местечко для чуда. Видите, каждый из нас сам выделяет главную идею. И у зрителей, я уверена, найдутся еще и еще варианты. И это хорошо. Значит, спектакль зацепил, привлек внимание.
– То есть, постановка даст каждому зрителю что-то особенное?
Евгения: – Скорее то, что зрителю необходимо именно сейчас! Если он в этом действительно нуждается. И плюс как минимум хорошее настроение, пару-тройку добрых мыслей и цитат.
Никита: – Спектакль, как и кино, книга, картина, может помочь отвлечься от чего-нибудь или дать повод задуматься.
– Вы работаете с талантливыми актерами, которых абаканские зрители видели во многих ролях, которых знают и любят. Как подбирались актеры на роли в «Три красавицы»?
Никита: – Скорее это они нас выбрали. У театра была пьеса, и были актрисы для этой пьесы. Не доставало только двух режиссеров.
Евгения: – Эта ситуация тоже очень похожа на волю случая: есть три актрисы и есть три женские роли, оставалось только правильно раздать карты, что нам, вероятнее всего, удалось. Посмотрим, как отреагируют зрители на наш выбор. Создавалось впечатление, что эта пьеса была выбрана именно для этих актрис и каждая, читая материал, уже представляла, кого будет играть.
– Татьяна Рябенко, Надежда Филимонова, Надежда Замаратских и Сания Касимова, а также Игорь Герман… Какие они? Как люди, как актеры? Что нового они привнесли в персонажей Валентина Красногорова?
Евгения: – О, они очень понимающие, заботливые люди. И в то же время – с профессией в руках! Ощущаешь, как они работают, как происходят внутренние процессы понимания, проработки и присвоения материала. В персонажей они привнесли жизнь, и каждый из них стал человеком, таким нескладным, настоящим, противоречивым, ярким, уже не литературным. Ведь это и должно происходить со всеми персонажами, если они попадают на театральную сцену.
– Что вы чувствовали в процессе репетиций? Как вас, молодых режиссеров, еще студентов, воспринимали опытные мастера своего дела?
Никита: –Приняли нас с радостью. Нам было очень интересно работать друг с другом. Мы перенимали у них опыт, они у нас энергию.
Евгения: – Ну и, кроме того, мы освободились от страхов. Дорогого стоит слышать от народного артиста, если он заболел и, вопреки вашим просьбам, остался на репетиции: «Я не хочу вас подвести». Нам бесконечно повезло опробовать свои силы в вашем театре, тут все идут нам навстречу, а потом идут с нами в ногу.
– Возникали конфликты, недопонимания, споры?
Евгения: – «Отвергаешь – предлагай» – главный принцип работы. Все мнения и убеждения подкреплялись аргументами и проверялись «ногами» сразу же на площадке, поэтому ни о каких конфликтах речи быть не может. Ну, кроме тех необходимых конфликтов, что прописаны в самой пьесе.
– Что нового вы узнали о работе с актерами?
Евгения: – Что надо их беречь, за ними нужен глаз да глаз! Актер, даже в почтенном возрасте – непоседливый ребенок, стоит отвернуться – он уже шишку набил или ноги промочил.
– Я также знаю, что спектакль оформляет лауреат национальной театральной премии «Золотая маска» Елена Турчанинова. Что это значит для вас?
Евгения: – Она художник, оформляет спектакль, в котором мы режиссеры… Но на самом деле это прекрасная возможность сотрудничества с замечательным мастером своего дела!
Никита: – И если наша работа, как режиссеров, провалится, то зритель получит эстетическое наслаждение от «картинки» и не пожалеет, что пришел на спектакль.
– Можно ли смело сказать, что «Три красавицы» – ваш дебют?
Никита: – Думаю, да. Поскольку в моей практике это первый опыт работы с профессиональными артистами в театре.
Евгения: – А для меня – это такой опыт в моей жизни, который рождает желание начать ставить еще что-нибудь, где-нибудь и как можно скорее! И очень хочется узнать, прочитать в газетах о том, как спектакль выглядит со стороны.
– А что вы планируете делать дальше?
Никита: – Учиться, учиться и учиться! И еще ставить новые спектакли, конечно.
Евгения: – Да, впереди еще два года обучения, а это значит – общекурсовой спектакль, одноактовка и дипломный спектакль, как минимум.
Анастасия СПАЛЕВИЧ