«Наталья Мишакова: Люблю импровизировать и экспериментировать» — Русский театр имени М.Ю. Лермонтова

«Наталья Мишакова: Люблю импровизировать и экспериментировать»

  Cвой 77-й творческий сезон Русский драматический театр имени М.Ю. Лермонтова закрыл народной комедией Евгения Ланцова «Тетки. Семейка Краузе». В этой комедии положений с крепким актерским ансамблем трудно кого-то отметить отдельно, однако, как нам кажется, репертуарный лист артистки Натальи МИШАКОВОЙ обогатился очень качественной и яркой работой.
Как водится в театре, всю «актерскую юность» Наташа играла в сказках, на театральных уроках, а под Новый год наряжалась Снегурочкой… Дети ее любили, принимали за свою. В самом облике Наташи было что-то лучезарно-детское: и ее длинные рыжие волосы, и миниатюрность, и притягательный взгляд добрых глаз. Все знают, что дети – самый взыскательный зритель, и если хочешь получить их внимание, нужно постараться не на шутку. Всегда быть разной. Всегда быть интересной. До сих пор помнится спектакль «У ковчега в восемь», где Наташа сыграла Пингвина. Находясь в окружении пингвинов-мальчиков, она сумела показать себя и как хрупкая девочка, и как «главарь пингвиньей банды».
Два лета назад Наташа поступила на заочное отделение актерского факультета Санкт-Петербургской театральной академии. Сбылась ее давняя мечта. А шла Наташа к ней долго – за плечами артистки двенадцатилетний стаж работы в театре, диплом режиссера любительского театра и более двадцати разноплановых ролей.
– И зачем тебе высшее образование второе? Я же тебя съем, – сказал ей сразу после прослушивания мастер курса Владимир Норенко.
– Ешьте! – ответила радостная Наташа.
Трудно вообразить кого-то счастливее в тот миг. Но это был уже взрослый, осознанный выбор профессионального человека. А после школы у Наташи, как и у многих ее сверстников, с поступлением на нужную ей специальность были свои сложности:
– Родители были не в восторге от моей идеи стать артисткой: «Какая артистка? Давай нормальную профессию». Ну, я и подала документы на «нормальные» специальности – филолога и психолога. Пока сидела с подругой в очереди, наткнулась на объявление в «Университетской газете» о наборе в Институт искусств и заветные слова – театр, режиссер… Родителям пришлось смириться: «Раз уж так хочешь…»
И ведь правда, когда сильно чего-то хочешь, это обязательно придёт, пусть и не сразу, а через какое-то время. Так и с Петербургом получилось…Многие зрители помнят Наташу по спектаклям «Шестое чувство», «Мораль пани Дульской», «Русский и литература», «Маленькие деньги». Из недавних премьер – роли в спектаклях «С любимыми не расставайтесь», «Старый дом», «Земля Эльзы», «Тетки. Семейка Краузе».
В некоторых ролях – Оли в «Старом доме» или Даши в «Земле Эльзы» – артистка предстаёт в знакомом нам образе девушки-ребенка. Чудаковатого, рыжего, немного неотёсанного. Но ребёнка. И это дитя как зеркало отражает в себе характер стоящего рядом родителя, тесно работая в паре со старшим артистом.Но есть роли, в которых актриса индивидуальна и неповторима. И, прежде всего, это Ванесса в «Маленьких деньгах». Здесь ее «детскость» вплавляется в более крупный, сочный образ нелепой маргиналки в юбке и кепке. Ее агрессивность и развязность напускные – они не составляют ее сути, а скорее являются реакцией на негатив и грубость ее парня Микки (Иван Слесаренко). Зрители становятся свидетелями хрупких замираний ее души, её внутреннего тихого бунта против Микки, ее растущего осознания себя отдельной личностью. Прежде она делала все, что просил Микки, но теперь ей хочется услышать свой внутренний голос… И дело даже не в том, что Микки больше нет, а в том, что она готова зажить своей жизнью. Открыть и услышать себя ей помогает Ясон (засл. арт. РХ Андрей Патрикеев), обладающий чудесной детской способностью говорить все, что думает. Мысли его просты, легки, правильны и последовательны, и этим симпатичны Ванессе. Готовясь к материнству, она взрослеет, принимает новые правила жизни – не той, что жил Микки, а той, что предлагает ей – сам того не понимая – чудак-мудрец Ясон. В финальной сцене с мальчиком в парке в облике Ванессы мы видим символ жизни, созидательное начало.
В спектакле «Тетки. Семейка Краузе» Наташа играет невесту главного героя – Ингу. В пышной юбке, с заплетенными набок косами, с жутким макияжем и диким прибалтийским акцентом Инга выглядит достаточно вычурно, вызывая смех с первой минуты своего появления на сцене. Роберт (Александр Израэльсон) хочет жениться на ней из-за денег, но природное чувство собственного достоинства, уверенность в себе не позволяют ей думать плохо о своем женихе, даже когда он прямо признается в своих намерениях. Через весь спектакль Наташе удалось донести это горячее желание Инги сохранить свою любовь и во что бы то ни стало понравиться семье Роберта. Поначалу над ней смеются, но со временем упорством и искренностью Инга вызывает уважение и тетушек Краузе, и самого жениха.
Наташа раскрылась полностью в новом для себя жанре – комедии положений. В образе Инги артистка неузнаваема – на сцене парит импозантная и громогласная леди с ураганной энергетикой, направленной в зрительный зал. Когда смотришь на Наташу в этой роли, на ум невольно приходит мысль: «А ведь это только шапочка, пенка, верхушечка. Сколько еще интересненького в этой маленькой внешне девушке, но такой духовно одаренной и крупной творческой личности?»
Мне всегда было интересно наблюдать за ходом репетиций – ведь там все живое, рожденное здесь и сейчас. Как-то мне удалось спросить Наташу: возможно ли сохранить это чувство «первооткрывателя», когда играешь спектакль за спектаклем, и не три–пять штук, а три–четыре десятка?
– Вообще мне безумно нравились все наши творческие лаборатории в театре – из-за возможности экспериментировать, пробовать что-то новое. Когда нет этой закостенелости спектакля, и нелепости рождаются на сцене – это очень весело, – поделилась своими мыслями актриса. – Я с огромной любовью вспоминаю, как мы репетировали «У ковчега в восемь». Вообще, создание спектакля – это ежедневный, немного рутинный процесс, но мне повезло – почти все роли мои строились на импровизации. Режиссер не говорил: поверни голову так, или так… И с Диной Анатольевной Черновой, и с Владимиром Борисовичем Гордеевым, и с Евгением Юрьевичем Ланцовым мы всегда работали сообща. Импровизируя, нужно быть готовым ошибиться, упасть, встать и идти дальше. Иногда ты приходишь на репетицию злой, усталый, всех ненавидишь, а тебе говорят: «Импровизируй!» С плохим настроением на площадке нужно бороться, как Станиславский говорил: «Театр начинается с вешалки», то есть, ты приходишь, «Наташу Мишакову» повесил на крючок, облачился в репетиционную одежду N-го персонажа – и на площадку…
Наташа очень любит родной театр, родной город, свою семью, страну. И эта любовь проявляется во всех ее работах, служит тем идейным «стержнем», на который нанизываются мысли, чувства, мотивы поступков ее героинь. И не случайно самой любимой ролью артистки стала Верочка Жидкова из спектакля «Русский и литература».
– Когда Евгений Юрьевич назначил меня на роль Верочки, он сказал: «Ты просто оказалась в нужное время, и в нужном месте», – вспоминает Наташа. – Я играла на фортепиано… Не все получалось: мы долго искали, как лучше выразить образ, работали над языком, интонацией, но было бы странно, если бы все получилось сразу.
Соль этой роли – удивительная близость с образом пушкинской Татьяны. Верочка цитирует Пушкина, споря со своим учителем, в которого без памяти влюблена, как Татьяна – в Онегина. Для Наташи эта работа была возможностью прикоснуться к роли-мечте. Здесь артистка сыграла лирическую героиню, пусть и немного книжную, немного учительницу – но словно сошедшую со страниц старинного русского романа. Уже три года спектакль в архиве. Но на память по-прежнему приходит изумительной красоты картинка: прозрачный тюль, а за ним – фортепиано, по которому тонкими пальчиками юная леди выводит «К Элизе» Бетховена, ее длинные рыжие волосы слегка касаются белых клавиш, а лица не видно – то ли это Наташа, то ли Верочка, то ли Татьяна… Как знать?
Ада КОЛМАКОВА

Упомянутые спектакли
Упомянутые личности
Источник: abakan-news.ru