Надежда Замаратских: «Люблю театр, и хочу, чтобы он жил долго» — Русский театр имени М.Ю. Лермонтова

Надежда Замаратских: «Люблю театр, и хочу, чтобы он жил долго»

В Хакасию Надежда Васильевна приехала из Иркутска, где окончила театральное училище. На сцене Театра Лермонтова она сыграла более 60-ти ролей в спектаклях самого разнообразного репертуара. Надежда Замаратских, или – как её ласково называют коллеги – «Настя», ещё успела поработать в старом здании театра на Вяткина, 14, где сейчас располагается Хакасская республиканская филармония. Здесь она и сыграла свою первую роль в спектакле Василия Ивановича Ивандаева «В графе отец – прочерк». 
– Василий Иванович, Александр Васильевич Тугужеков, Эльза Михайловна Кокова – мои первые режиссёры, которых я помню, люблю, и к которым очень тепло и нежно отношусь, – рассказывает Надежда Васильевна. – Никого из них уже нет в живых – к сожалению, все они ушли рано. Я и сейчас общаюсь с семьёй Василия Ивановича…
Наверное для многих всё самое первое в жизни зачастую остаётся самым дорогим сердцу… Так и Надежда Васильевна вспоминает и первые роли, и друзей, и впечатления от знакомства с Хакасией как самые верные, настоящие, ведь именно опыт первого общения помогает осознать: там ли я, где нужно? Правильно ли я выбрала свой путь? С теми ли я людьми? Но все эти вопросы отпали сами собой, когда артистка попала в коллектив Хакасского областного драматического театра имени М. Ю. Лермонтова – театра, в котором работали две труппы, театра, ставшего её вторым домом на всю последующую жизнь. 
В общежитии она познакомилась с Анастасией Ивановной Тодиковой, заслуженной артисткой РСФСР, которая, завидев её, всё время спрашивала: «Деточка, как у тебя дела? Я за тобой слежу». Эту ненавязчивую, но своевременную заботу Надежда очень ценила, как и дружбу с ребятами.
– Два другана у меня было – Лёшка Арыштаев и Володя Чустеев. Потом Гена приехал, муж, – вспоминает артистка. – А затем мы перебрались в новое здание: всё ещё только устанавливали, проводили свет, но мы сами, дружно разгребали завалы, убирали мусор. Мы очень были рады новому театру.
Новый театр – новые спектакли, надежды, достижения. В 80-х Театр Лермонтова много гастролировал по Союзу: Сахалин, Москва, Душанбе, Ленинград, Фрунзе… Возили спектакли объединенные, с большим актёрским составом и техническими службами – в Братск, к примеру, театр прибыл делегацией в 150 человек! Сейчас для театральных людей это кажется чем-то далёким, но тогда это было реальностью, причём, очень приятной и запоминающейся. Ведь часто зритель смотрит спектакли гастролирующих театров в первый и последний раз в жизни, а потому относится к этому по-особенному, осознанно, воспринимает более остро. 
Надежда Васильевна, как и многие «аксакалы» нашего театра, помнит и тяжелые 90-е, когда костюмы и декорации шили из занавесок, ставили по спектаклю в год и изредка выезжали на фестивали… В это безденежное, беспокойное время театр собирал полные залы на шоу пародий, на спектаклях, остро выражающих современность или, наоборот, уносящих в красивый, сказочный мир… Надежде Васильевне нравилось работать над спектаклями «Спортивные сцены», «Сибирская кадриль»… «Кадриль» Владимира Гуркина, в которой она исполняла роль Лиды, за 6 показов обеспечила театру квартальный план по сборам, а артистов – многочисленными букетами цветов… Надежде Васильевне их привозили даже домой.
Искреннее, народное обаяние и эмоциональная открытость позволили артистке создать необыкновенно точные образы в пьесах национального русского драматурга Александра Островского: это и Мавра Тарасовна в пьесе «Правда – хорошо, а счастье лучше», и Липочка в «Банкроте», и Бобылиха в «Даре любви»… В драме Дмитрия Богославского «Тихий шорох уходящих шагов», премьера которой состоялась в феврале этого года, Надежда Замаратских сыграла одну из сестёр главного героя – задиристую Зинку. Не очень приятный образ учительницы-алкоголички был признан зрителями одним из самых узнаваемых, и, следовательно, правдоподобных. 
В финской трагикомедии «Маленькие деньги» Надежда сыграла суровую Илзе – за немногословием, северной жесткостью и принципиальностью характера скрывается чувствительная, жалостливая и справедливая женщина. И здесь, и во многих других ролях Надежда Васильевна проявляет свои лучшие профессиональные качества – тонкий «слух» на типажи, умение донести идею от начала и до конца, работать в стилистике разных жанров…
– Утром по выходным мы играли сказки, – рассказывает артистка. – Через них дети начинают понимать театр, искусство. У нашей Люды Сафоновой был сын – Митя, так он просил маму: «Проведи меня за сцену, я её потрогаю – настоящая, живая она или нет». Играли «Снежную королеву». Всё-таки театр – это таинство. Нужно приучить детей, молодёжь к театру, то есть чтобы не мы выезжали по школам, а чтобы они, дети, приходили к нам, чтобы в будущем у театра был свой зритель. Я люблю театр, люблю всех людей, которые в нём работают и мне хочется, чтобы он жил ещё долго.
Надежда Васильевна уже тринадцать лет работает заведующей труппой. Эта должность требует от нее много терпения, трудолюбия, такта и житейской мудрости. Надежда Замаратских – это честный, справедливый, преданный театру сотрудник, который всё обо всех знает и обо всех заботиться, особенно о молодёжи – так же ненавязчиво и понимающе, как когда-то заботились и о ней.
– Надежда Васильевна – добрый и организованный человек, настоящая «театральная мама», – говорит о ней главный режиссёр театра Евгений Ланцов. –Замечательная артистка, обладающая индивидуальным мышлением, «специфичная» в лучшем значении этого слова.

Упомянутые спектакли
Упомянутые личности
6 декабря
ВНИМАНИЕ