В конце октября в рамках федеральной программы обменных гастролей с Республиканским театром драмы имени Лермонтова в Абакане побывал Прокопьевский Ленком. Даже странно, что замечательный сосед не приезжал к нам раньше. Театр маленького шахтерского города критики относят к разряду чудес…. если не света, то нашей страны точно. Он обладает премией «Золотая маска», создает интересные проекты российского масштаба и является местом притяжения таких известных имен, как Марат Гацалов (в недалеком прошлом – главный режиссер театра).
О «Маске» и успехах Прокопьевского театра, быть может, знали и не все. Но на его спектакли в Центр культуры имени Кадышева шли охотно. Согласитесь, трудно игнорировать афишу спектакля с провокационным названием «I love you, Киборг!» Его поставил молодой режиссер, выпускник магистратуры Центра имени Вс. Мейерхольда и Школы-студии МХАТ и участник спецпрограмм «Золотой Маски» Данил Чащин. В основу «Киборга» легла современная пьеса Марии Зелинской «Хуманитас инжиниринг», центральная фигура которой – молодая женщина Лера (актриса Ольга Гардер). Ей под тридцать, а она так и не встретила настоящую любовь. Надеясь найти счастье с роботом, она приносит с трудом накопленные сбережения в агентство, готовое его изготовить. Клиентку просят назвать качества будущего спутника жизни. И она их перечисляет крайне подробно, добавляя свои размышления о жизни. Эмоциональная, непосредственная, в красном комбинезоне, Лера контрастирует с синей спецоджедой и натянутыми улыбками роботов-сотрудников, офис которых чем-то напоминает больницу. Правда, декорации мира будущего – белые стены и длинный стол переговоров, похожий на медицинскую кушетку, – далеки от того шика, который абаканцы видели в прошлогоднем футуристическом спектакле «Цветы для Элджернона» – Московский молодежный театр привозил его на «Чир Чайаан». Скромность сценографии «Киборга» зрителей разочаровала. Но не в декорациях счастье. Спектакль получился цельным и содержательным. Простыми, казалось бы, репликами, в которых проскальзывают слова «пофиг» и «просто бухнуть», он цепляет за живое и заставляет относиться к происходящему очень серьезно.
Режиссер Данил Чащин находит какие-то крючки, потайные пути к зрителю, которые не сразу распознаешь. Ему удается достучаться до адресата с помощью парадоксальных сценических приемов. Скажем, музыкальный лейтмотив спектакля «эндорфины пошли, фантазия пошлит» (MONATIK, песня «Кружит») тебе явно не нравится, но ты прокручиваешь песню в голове еще долго после спектакля, наделяя ее особенным смыслом. Ну, не магия ли? Во время свидания Леры и робота Артура (актер Гоча Путкарадзе) ты чувствуешь себя на сеансе психотерапевта, доставая собственную спрятанную боль и разматывая клубок противоречий. «Почему не сказать вот это обиженному человеку?» – спрашиваешь порой себя. – «Почему в людях так мало щедрости?» Спектакль эти вопросы если и не снимает, то смягчает определенно. «Идеальный» Артур делает широкий жест и тратит остаток сбережений заказчицы на самый дорогой алкоголь. Она, конечно, расстраивается, но вскоре слышит от ухажера заготовленное по ее же просьбе утешение: «Я понимаю, что ты чувствуешь…». Быть может, оно и сработало бы, если бы киборг не повторял его так часто – Лера раздражается еще больше.
Любить роботов непросто. И это еще не главное ядро в спектакле. В финале выясняется, что жених – и не киборг вовсе, а директор агентства по разработке роботов, к числу которых принадлежит и… Лера. Удивлены? Заказчица оказалась роботом, но в ее программе сбились настройки и сделали ее натуру непредсказуемой. «Аномалия», благодаря которой главная героиня становится похожей на живую женщину, покоряет сердце Артура, и он отказывается в ней что-то менять. Вслед за этим открывается главный смысл происходящего: безупречность, а точнее набор засевших в голове стереотипов, любить невозможно. Чувство – это стихия, которая накрывает человека вопреки так называемому «здравому смыслу».
Еще один достойный спектакль Ленкома, который зрители увидели на следующий день, – «Хорошие новости». Он поставлен Чащиным по пьесе Юлии Тупикиной, написанной на документальной основе специально для Прокопьевска. Вербатим рассказывает о жизни в маленьком городе, где построить карьеру или, скажем, найти кандидата в мужья едва ли возможно. В жизни трех одиноких женщин – внучки, дочки и матери – все меняется, как только самая старшая представительница семейства объявляет хорошие новости. 60-летняя Алла (актриса Алевтина Серебрякова) – кардиолог, к ней на прием попадает Петя (актер Анатолий Коротицкий), которого она любила еще в школе. Художник, который сорок лет жил в Москве, теперь решил обосноваться на родине. Ради любви Алла тратит все деньги на зимний костюм, чтобы вместе с Петей заниматься скандинавской ходьбой. И даже известие о том, что он женат, ее не останавливает. После того, как между ними завязывается роман, Алла получает удар: седой казанова умудрился охмурить и ее дочь Машу.
«Хорошие новости» – это история о любви, потерянных надеждах и пресловутом унизительном безденежье. Замужней соседке Аллы не до романтики – у нее нет денег даже на вставную челюсть. Суровая правда жизни, которая наверняка знакома и жителям Абакана. Но правду эту режиссер сумел приподнять над серой обыденностью. В спектакле есть и волшебный флер – поцелуи черно-белых фильмов на фоне красивой песни «The Sound of Silence» (SIMON AND GARFUNKEL), и интересный сценический язык, в котором рюмки заменяют подброшенные вверх горсти конфетти, а сигареты – воображаемые клубы дыма. Чащин переносит взрослые проблемы на уровень детской игры, которую сопровождают песни участников действа под фонограмму. Желая говорить на одном языке с разными зрителями, режиссер использует песни с нетривиальной смысловой нагрузкой («Я остаюсь, чтобы жить», группа «ЧЕРНЫЙ ОБЕЛИСК») и откровенную попсу («Одиночество – сволочь», СЛАВА). Желание быть ближе к народу Данил однажды подтвердил в одном из интервью, сказав, что театр должен работать и с гопниками. И в этом намерении очень хочется его поддержать. Оба спектакля прошли в Хакасии «на ура». Удивительно, что новую драму, в адрес которой нередко летят камни, смотрели не только молодые, но и почтенного возраста люди. Зал аплодировал стоя, не отпуская актеров очень и очень долго.