У театралов Абакана новый повод для радости. Шестого октября свой 76 театральный сезон открыл один из самых любимых горожанами театров – Русский драматический. О состоявшейся премьере, новых пьесах, творческой мастерской и о том, каков основной показатель качества спектакля наш сегодняшний разговор с его главным режиссером Евгением Ланцовым.
– Евгений Юрьевич, во-первых, я вас поздравляю с премьерой спектакля «С любимыми не расставайтесь». Во-вторых, как зритель, хочу сказать вот что: такое впечатление, что вы привнесли в спектакль что-то личное. Это действительно так, или просто у меня складывается такое впечатление? «С любимыми не расставайтесь» это ведь спектакль не просто о любви…
– «С любимыми не расставайтесь» – это история о том, как важно уметь разговаривать друг с другом, если ты хочешь понять человека, которого любишь. Даже если вам кажется, что многое уже потеряно. Иногда достаточно одного слова, жеста, поступка, чтобы вернуть ту хрупкую эмоциональную связь, которая существует между людьми.
– А чуть-чуть подробнее?
– Можно я не буду раскрывать всего? Это мы с вами знаем, о чем говорим, а есть огромное количество людей, которые еще не видели спектакля и мне кажется, им важно дать возможность составить собственное мнение.
– Хорошо, давайте поговорим о другом. Существует мнение, что серьезные спектакли, которые заставляют зрителя думать, популярны и, что называется, собирают кассу только у московской публики, и что в регионах зритель «попроще». А раз зритель «попроще», то ему вполне сойдут какие-нибудь комедии: пришел в театр, повеселился, расслабился, да и ладно. Тем более, юмор всегда хорошо продается. Если бы это было не так, по стране не концертировали бы всевозможные труппы «Кривого зеркала» и прочие артисты этого жанра. Вы же эмоционально «нагружаете» зрителя, каждая новая пьеса – это новые вопросы на самые острые для современного общества темы. Почему?
– Театр должен помогать человеку справляться с трудностями, находить ответы на вопросы, которые волнуют его в конкретный период жизни, даже в чем-то примирять с действительностью. Иногда можно зрителя и рассмешить, а иногда и «острые углы» показать. Репертуарный театр должен быть разнообразным. Смысл его в чем? Создавать для своего зрителя разные спектакли, на разные вкусы. Ведь если вас, например, кормить только сладким, через две недели вы закричите: «Дайте, ну дайте мне что-нибудь солененькое!» Поэтому концентрироваться только на комедиях или на каком-то ином жанре – ощутимое заблуждение.Что касается московской театральной публики и региональной, то я считаю, что разницы между ними нет. Люди рефлексирующие, задающиеся вопросом: «Зачем я живу?» есть везде. И вот для таких людей мы и работаем. Другое дело, что театралов в Москве гораздо больше, чем в Абакане. Но этому есть простое объяснение: в Москве живут миллионы людей, а у нас в Абакане всего около 160 тысяч.Соотношение людей, интересующихся культурой, искусством и в том числе, театром, на тысячу человек везде одинаково. Это проверено и доказано социологией. Не нужно сравнивать: «Вот в Москве, а вот в регионах». Нужно уважать своего зрителя.
–А сейчас мой любимый вопрос! Я задаю его всем, потому что считаю: то, как человек на него отвечает – серьезный показатель того, занимается ли он любимым делом, и насколько это дело для него важно. Что такое профессия режиссера? Лично для вас?
– Моя профессия – разбираться в человеческих чувствах, мотивах поступков, целях и рассказывать это людям языком театра. Одна великая актриса как-то сказала: «Вот несчастная наша профессия, ужасная профессия. Стою на похоронах матери, и анализирую, что я чувствую». Актриса, актер, режиссер, если он профессионален, всю жизнь анализирует окружающую его действительность, время, людей. А потом фиксирует свои эмоции и чувства, чтобы воспроизвести их на сцене.
– И все это ради театра…
– Ради зрителя.
– А кто он, ваш зритель?
– Личность. Каждый зритель – личность. Я к зрителю отношусь не как к массе, а как к набору индивидуальностей, каждую из которых нужно «зацепить». Это, кстати, один из самых главных показателей качества спектакля, работы актеров, режиссеров, костюмеров и вообще всех, кто так или иначе принимает участие в постановке пьесы: насколько зритель «погружен» в спектакль.
– То есть, если я, как зритель, сижу и анализирую какую-то постановку – это плохо? Я сейчас не о вашей премьере, а вообще о театрах: если я начинаю думать о том, как поставлен свет, хорошо ли играют актеры или кто-то из них устал, как поработали декораторы, значит ли это, что со спектаклем что-то не так?
– Значит. И в этом случае вы имеете полное право встать и уйти.
– Но ведь это как-то невежливо, актерам наверняка будет обидно, что в тот момент, когда они стараются выложиться на сцене, зритель ведет себя так бесцеремонно.
– Даже если из зала выходит только один зритель, это очень больно и горько. Погасить эту боль могут, наверное, только бурные аплодисменты, которые ты слышишь, когда падает занавес… Но такой поступок, как выход из зала, это одна из возможностей выразить свое зрительское мнение, поэтому он имеет право на существование. Это своеобразный вариант обратной связи, которая людям театра нужна и важна. Безусловно, любой зритель может после спектакля подойти к тем, кто работал над постановкой, и выразить свои мысли и впечатления. Но все мы понимаем, что если актеров знают, то режиссеры-постановщики часто не так известны, а наши администраторы, как правило, вообще всегда находятся за кадром. И это несмотря на то, что они тоже участвуют в принятии важных решений.У любого театра есть постоянные зрители, которые всех в театре знают, любят, обязательно приходят на все премьеры, дарят цветы и это очень приятно. Когда на протяжении всего спектакля и после него ты чувствуешь колоссальную отдачу зала… это чувство трудно описать. Это, наверное, и есть абсолютное счастье режиссера.– Вы сказали, что ваши администраторы, это люди, которые, участвуют в принятии важных решений. Каких именно и почему? Мне просто интересно узнать чуть больше о театральной «кухне»… Если это не секрет, конечно.– С администраторами я могу спорить или договариваться о том, какие именно спектакли мы будем ставить в конкретном театральном сезоне. Бывает так, что, как мне кажется, спектакль публике очень нравится (а он действительно нравится!), а они упорно доказывают, что он не кассовый. Что это значит? А это значит всего лишь, что это обычные рабочие моменты и ничего более. Администраторы у нас замечательные.
– Вернемся к спектаклям. В этом сезоне театром будет реализован новый социокультурный проект «Герой нашего времени». Так кто же он, по-вашему, этот герой?
– Мне очень нравится формулировка, которую мы для себя выработали: «прежде всего, это герой типический, свойственный времени и весьма распространенный в пространстве – вне зависимости от его морально-нравственных характеристик». Возьмем пьесу «Земля Эльзы», которая будет представлена в рамках нового проекта. Это история о двух уже немолодых людях, у которых рождается взаимное чувство. За спиной у каждого из них целая жизнь, в том числе тяготы военных лет, а они еще способны влюбиться. Но кроме этой стороны, у медали есть и другая: дети, которые привыкли рассчитывать на помощь пенсионеров, которые и с внуками могут посидеть, как бесплатная няня и копейкой с пенсии помочь. И детям любовь пожилых родителей только мешает, нарушает их собственный комфорт и планы. Так вот, на мой взгляд, каждого героя пьесы можно назвать героем своего времени, и это не будет ошибкой.
– Интересная концепция.
– И я надеюсь, что людям она концепция понравится. Театр должен нравиться. Даже если спектакль трагичный и заставляет рыдать, он должен нравиться.
Беседовала Мария КИДЯЕВА