Девушка, я вас узнал! — Русский театр имени М.Ю. Лермонтова

Девушка, я вас узнал!

Странно, не правда ли? А вы замечали, как ведут себя
простые люди по отношению к артисту или к какому-нибудь известному человеку?
Когда случайно встречаете человека-легенду, как вы себя ведёте?

Вот, например,
вы обычный физик,  встречаете Эйнштейна
или Стивена Хокинга, неужели вы не подойдёте хотя бы поздороваться?
Человек приходит
в театр с разными задачами, но с одной, пусть и внешне  скрываемой целью – он хочет, чтобы его
удивили, поразили эмоционально. Он хочет, чтобы каждое доброе слово со сцены
было в его адрес, он хочет, чтобы ему сказали: «Эй, друг! Всё будет хорошо!». Он
садится в кресло зрителя и наблюдает за жизнью вроде бы чужих людей, которые к
концу спектакля становятся такими родными и близкими, будто ты знал их всю
жизнь.
В Театре
Лермонтова Валентина Прокопенко работает уже одиннадцатый сезон, и за это время
ей удалось стать одной из самых любимых зрителями артисток. Трудно сосчитать
всех тех, для кого Валя стала примером, другом,
нашим зрителям нравится её умение искренне радоваться на сцене,
эмоциональная открытость, обаяние и сердце… нараспашку.
Сын Валентины –
Алексей – этой осенью пойдёт в первый класс. Некоторые мамины спектакли он уже
выучил наизусть, а каких-то совсем не знает – артистка строго следит за
«возрастным соответствием». Благодаря сыну у Валентины появились поклонники
поменьше – чтобы устроить Лёшу в детский сад, ей пришлось работать там
хореографом, преподавать в театральной студии.- Дети узнают меня в любом новогоднем гриме, будь я
кикимора или домовёнок Кузя. А как-то на театральном уроке «Кладовая солнца»
ребята-третьеклассники, сидевшие в первом ряду, стали показывать в меня
пальцами. Они помнили меня ещё с детсада, но моё имя уже стёрлось у них из
памяти. Зато как важно они поднимали головы, когда после спектакля я обращалась
лично к каждому… —
делится воспоминаниями артистка.

Особенно
Валентина полюбилась молодёжи в спектакле «Мама, я и мёртвая ворона» по пьесе
Анны Яблонской «Язычники». Восемнадцатилетняя Кристина в её исполнении – ни
дать ни взять современный подросток. Переживая первую любовь – несчастную,
жестокую, предательскую, она ищет поддержки у родных и встречает только
равнодушие, если не сказать отчуждение. Многим молодым людям знакома эта ситуация
– когда ты озлоблен, ершист от недостатка ласки и любви, и когда тебе кажется,
что весь мир против…Вале удалось
сыграть Кристину как особую героиню, своеобразный индикатор перемен, поскольку
через её эмоции, рефлексию событий зритель начинает догадываться о скрытых
мотивах, видеть в спектакле «второе дно», определяет, кому верить, а кому и
нет, кто достоин сочувствия. Искренность и душевная открытость Кристины – одно
из важнейших слагаемых успеха спектакля, его популярности у зрителя.

— Бывали разные случаи, — рассказывает
Валентина. — Меня узнавали на улице, на
остановке, в банке… Как-то прихожу менять карту, а незнакомая женщина мне: «Ой,
вы из театра! Мы смотрели спектакль «Мама, я и мёртвая ворона», нам очень-очень
понравилось! Муж даже плакал».Иногда артистку
хватали за руки, за одежду, окликали… Поклонникам хочется говорить много,
долго, по-настоящему, сказать: «Я тебя понимаю! Со мной такое то же было» –
может не ей, а её персонажу, но губы шепчут скромное – «Здравствуйте, я вас
узнал!» – и дарят вежливую, добрую улыбку…

Но не на
гастролях! Совсем не интеллигентные и не скромные, деревенские юмористы сразу
зовут артистку замуж, а добрые бабушки – накормить-напоить. После нелёгкого
крестьянского дня сельчане, собравшись в доме культуры, моментально уносятся от
своих бурёнок в красивый Париж в спектакле «Squat»,
или вспоминают свою юность в «Деле Святом» – с этим спектаклем театр изъездил
всю Хакасию, и в каждом уголке встречал тёплый приём, ведь герои этого
спектакля – молодая и пожилая пара деревенских жителей так похожи на каждого
второго своего зрителя.В комедии «Squat» Валентина играет очаровательную полячку Кристину,
приехавшую покорять Париж. Она знакомится с арабом Самиром из квартала
эмигрантов, и им вместе – молодым, инфантильным, совершенно не приспособленным
к жизни – приходиться как-то устраиваться.

Благодаря
природной доброте и отзывчивости Кристина находит общий язык с суровыми
респектабельными дамами, отвыкшими от настоящих эмоций и выключенными из
пульсирующего потока жизни.

В спектакле артистка выходит почти обнажённой –
чтобы быть в форме, ей нужно несколько ограничивать себя в питании где-то за
неделю до показа… Впрочем, это не первый спектакль, где её раздевают, так что к
реакции публики и к самодисциплине она уже привыкла. Некоторые артистки по
этому поводу даже завидуют – но тут уж как повезёт!В день сложного,
большого спектакля Валентина ничего не ест – так высоко нервное напряжение.
Перед каждым выходом на сцену артистка шепчет «Господи, благослови».

— После спектакля волнение сразу куда-то уходит, – говорит
Валентина,  – я чувствую себя замечательно, освобождаюсь. А вообще – я наркоманка
сцены, мне всё время нужно быть занятой не только в идущих спектаклях, но и в
репетиционном процессе, погружаться в новый образ, изучать его, вживаться.
Всем приятно,
когда их помнят – и, обращаясь к читателям и зрителям, хочется пожелать – не
стесняйтесь благодарить и говорить с любимыми артистами, вас они запомнят на
всю жизнь!

Упомянутые спектакли
Упомянутые личности