Андрей Патрикеев: «Актер без режиссера не может существовать» — Русский театр имени М.Ю. Лермонтова

Андрей Патрикеев: «Актер без режиссера не может существовать»

В начале пути

«Я окончил театральное училище в городе Свердловске». Конечно, хотел и пытался поступать в московскую «Щуку» (Щукинское театральное училище) и во Мхат, но, видимо, не судьба. «Не взяли из-за уральского говора и индивидуальных особенностей речи», – честно признался собравшимся актер. В приемной комиссии сочли, что произношение абитуриента не достаточно идеальное и отказали. Что, впрочем, будущего актера, если и расстроило, то не поколебало решимости идти по выбранному им пути. Так Андрей Патрикеев оказался в Свердловске, где его и других молодых мечтателей учили мастерству создания кукольных спектаклей. Оказалось, это не просто. То, что зрителю в зале кажется элементарным, заставляет актера на сцене прилагать серьезные усилия. Не для кого не секрет, что куклы бывают разные. Есть, например, всем известные марионетки на ниточках, а бывают ведь еще и куклы на тростях. И вот с ними иногда актерам приходится помучиться. «Очень трудно держать руку «на весу» полтора часа», – говорит наш герой, окончивший свердловское театральное училище с красным дипломом актера театра кукол.
А что касается речи, то ей он усиленно занимался. «Но, видимо, сделать произношение идеальным так до конца и не удалось», – улыбается сегодня Андрей Патрикеев, произношение которого стало теперь одной из его личных актерских изюминок, чем он активно пользуется на сцене. А его зритель, надо сказать, от этого только выигрывает.
Кстати, именно пережитое из-за специфической речи позже позволило Андрею Патрикееву помочь мальчику, мама которого пришла на встречу с героем этого материала, чтобы поблагодарить актера за веру в ее сына, на которого когда-то махнули рукой все. Все, кроме мамы мальчика и Андрея Патрикеева. Именно к нему этот мальчик однажды пришел, чтобы сыграть роль в детском спектакле, постановкой которого на тот момент занимался наш герой. «И когда я была на репетиции, и увидела, как на сцену вышел мой сын, начал что-то не очень внятно, смущаясь, произносить, а Андрей Серафимович сидел в зале и  говорил «Молодец!», я поняла, почему после этого моего сына, как подменили, – рассказала женщина. – Вы знаете, именно после этих репетиций он начал говорить четко, ясно, проговаривая все звуки, и никто уже не мог поверить, что у моего ребенка были когда-то проблемы с речью. Андрей Серафимович помог ему поверить в себя».
Найти свою нишу
Но вернемся к творческому пути любимого горожанами актера. После окончания Свердловского театрального училища Андрей Патрикеев работал артистом Якутского кукольно-драматического театра города Нерюнгри. Был артистом и заместителем директора Хакасского национального театра кукол «Сказка», а с 1990 года играет на сцене Русского республиканского драматического театра имени Лермонтова (с 2006 по 2011 даже был его директором) и вот уже несколько лет успешно совмещает работу актера с работой руководителя Абаканского дворца молодежи.
«В театре нужно найти свою нишу», – считает Андрей Патрикеев. Ну, и, конечно, найти своего режиссера, который может помочь прославиться, а может на всю жизнь оставить на вторых и третьих ролях. А еще, хороший режиссер всегда способен разглядеть в актере талант и помочь раскрыть этот талант для зрителя. Именно поэтому, как выяснилось в ходе встречи с поклонниками творчества Андрея Патрикеева, каждый актер мечтает найти, что называется «своего режиссера». И если находит, считает себя самым счастливым человеком на земле. «Во времена моей молодости актеры ехали на режиссера. Не на квартиру, не на заработки, а на режиссера. Актер без хорошего режиссера не может существовать», – убежден Андрей Патрикеев.
В пиджаке Зиновия Гердта
Впрочем, кроме хорошего режиссера и таланта, актер должен быть готовым к тому, что в течение жизни ему придется играть самые разные роли: от медвежонка из детской сказки, до пылкого испанца или человека, который в силу специфического заболевания даже во взрослом возрасте остается беспомощным ребенком, и за деньгами которого охотятся все, кто узнает, что они у него есть. Кстати, именно за эту роль в спектакле «Маленькие деньги» Андрей Патрикеев получил высокую оценку театральных критиков Полины Богдановой и Валентины Головчинер, присудивших герою этой публикации диплом в номинации «Лучшая мужская роль первого плана» на первом Республиканском фестивале театров Хакасии «Белая юрта».
А еще, актер должен уметь, если не все, то очень много: декламировать стихи, петь, танцевать. «Хотя, знаете, как говорят? Танец придумывается хореографом очень подробно, а актеры потом его сводят на три движения», – шутит Андрей Патрикеев, слушать которого всегда очень интересно.
А он может рассказывать, рассказывать и рассказывать. Например, как в один из театров, где довелось работать Андрею Патрикееву, как-то раз прислали из Москвы посылку с вещами, которые должны были помочь актерам, в том числе и экипироваться к спектаклям. «Я хорошо помню, что в одном из ящиков были веселые медвежата – куклы из образцовского театра, которые были сделаны из настоящего медвежьего меха», – рассказал наш герой собравшимся поклонникам своего творчества. А кроме кукол, был прислан и пиджак, на котором было аккуратно подписано: «Зина Гердт». И это могло означать только одно: там, в столице этот пиджак надевал сам Зиновий Гердт! «Так я год в этом пиджаке ходил, пока мне не сказали: «нельзя носить театральное имущество», – с улыбкой вспоминает этот момент своей жизни Андрей Патрикеев. И признается, что это первая такая его встреча со зрителями за тридцать лет работы.
О личном
Андрей Патрикеев успел все: сыграть героя-любовника («мне было двадцать с чем-то, и я был наивный любовник такой, за всеми в спектаклях волочился»), поработать по ресторанам в непростые девяностые с пародийным «Бред шоу», в котором местные артисты уже тогда перевоплощались в популярных звезд российской эстрады вроде «Любэ», чтобы зарабатывать и иметь возможность кормить свои семьи, успел сыграть во множестве спектаклей, роли в которых были отмечены критиками на фестивалях «Театральная весна», «Драма. Новый код», и Национальном театральном фестивале «Золотая маска». Успел получить из рук главы города премию за развитие культуры города Абакана и стать отцом троих сыновей, одной дочери и дедушкой двум замечательным внукам. А вот так встречаться с поклонниками собственного творчества как-то не доводилось.
А еще Андрей Патрикеев признался, что очень благодарен всем, кто пришел на эту встречу, и всем, кто реализует проект «АРТ-гостиная» в республиканской национальной библиотеке, где и проходила встреча. Ну и, конечно, читал стихи Фредерико Гарсия Лорки, Пушкина, пел, рассказал о том, что любит «тихую охоту» на грибы, на которую часто ходит со своим золотистым ретривером. Ведь даже если вы известный в городе актер, вы не перестаете быть самым обычным человеком со своими радостями и увлечениями.
Мария КИДЯЕВА

Упомянутые спектакли
Упомянутые личности
6 декабря
ВНИМАНИЕ