Она – тонкая, изящная и хрупкая на вид, но сильная внутри личность. Считает материнство не то что призванием, а даже своей сутью. Любит роман в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Обожает классическую музыку, считает величайшей группой всех времен и народов «Битлз» и ассоциирует себя с музыкой джазовой певицы Норы Джонс. Ее имя – Майя Энгель, в девичестве Абрамова. Артистка Русского драматического театра им. М.Ю. Лермонтова, флейтистка, мама и очень интересная женщина, о которой есть что вам поведать.
Не стану скрывать, что с героиней статьи я дружу уже несколько лет. Помню, как мы познакомились на репетиции рок-группы «АТЛ» (ныне – «Арт-Эль»), она играла на флейте. Мы стали общаться по аське. Общение было легким и приятным, складывалось впечатление, что мы знакомы давным-давно. Если первая встреча произошла в Городском центре культуры «Победа», в обители музыки, то вторая, как ни странно, была в церкви. Мы участвовали в крестном ходе вокруг города Абакана. Бок о бок прошли несколько километров, беседуя на разные темы и молясь. Это было необыкновенно. Несомненно, после этой встречи мы стали ближе друг к другу. Тогда я узнала, что Майя является актрисой на тот момент Минусинского театра и находится в декретном отпуске. Этот отпуск был достаточно длительным – 7 лет, из него она уже вышла на работу в Русский драматический театр в Абакане. Когда мы с ней встретились для подготовки этого материала, в первую очередь я спросила о том, каково было вернуться в профессию после столь значительного перерыва. Она сказала, что поскольку до декрета отыграла множество различных ролей, к тому же является выпускницей Санкт-Петербургской академии театрального искусства, ей сразу дали главную роль в сказке «Анчутка». Поначалу казалось, что роль дастся так просто, что стоит только выйти на сцену и с легкостью сделать то, что нужно. Но не тут-то было. Когда Майя пришла на репетицию, помимо профессиональных актеров увидела вокруг себя и тех, у которых не было актерского образования, она решила показать класс, начала играть… и вдруг поймала на себе такие взгляды, которые говорили: «Что она вообще делает? Разве это игра?» Конечно, неважно есть у вас актерское образование или нет, главное – это то, насколько верно и глубоко артист может донести до зрителя задуманное режиссером. На тот момент Майя очень сильно зажалась, так как поняла, что у нее ничего не получается. Вроде и делает то, что всегда, но все старания тщетны. Все-таки артист должен постоянно выходить на сцену, чтобы поддерживать свое мастерство в тонусе.
Режиссер постановки Владимир Борисович Гордеев посмотрел пару репетиций, вызвал Майю к себе и сказал, что она достаточно долго задержалась в декретном отпуске и играть главную роль ей пока не стоит. Она и сама не хотела выходить на сцену в таком состоянии. На эту роль взяли другую актрису, и когда режиссер понял, что та тоже не понимает, как играть эту роль, он решил серьезно взяться за игру Майи, и не зря. Я не стану раскрывать всех секретов чудесного возвращения в прежнюю пору, скажу лишь, что это было очень сложно, словно Майя вновь побывала на первом курсе театральной академии. Хотя это было только начало.
Вторая роль в Русском драмтеатре была очень большой и ответственной. Нужно отдать должное Евгению Юрьевичу Ланцову. Он ее позвал для начала прийти на читки постановки «Русский и литература», который, кстати, впоследствии участвовал в проекте «Новая пьеса» Российской национальной театральной премии и фестиваля «Золотая маска 2014». Майе досталась одна из главных ролей – мусульманки Рухшоны, и она прочитала эту роль так, как надо. Но все же прочитать роль и выйти сделать ее телом – это две большие разницы. Майя призналась, что режиссер терпел ее тихий голос, он краснел и багровел. Он просто терпел и ждал. И, конечно, дождался нужного результата. Теперь Майя очень тепло отзывается о таком шаге режиссера: «Я благодарна Евгению Юрьевичу Ланцову, также благодарна и Владимиру Борисовичу Гордееву за то, что они терпели и ждали, когда я наберу обороты и начну нормально играть. Благодаря этим двум людям я вернулась на сцену!» Сейчас Майя успешно играет на сцене Русского драматического театра, но перед этим успехом было 7 лет тишины в актерской профессии и полного погружения в материнство. Об этом Майя нам и поведает:
– Начну с того, что моему телу достаточно сложно далась беременность. Природа создала меня так, что мне было необходимо пролежать весь этот срок на сохранении. И мне волей-неволей пришлось оставить сцену. Я поняла, что сцена и дети несовместимы, но я не горевала по этому поводу, так как очень хотела этого ребенка и жила беременностью каждую минуту. В это время я очень много лежала в постели, читала запоем, смотрела позитивные передачи о беременности и детях и молилась, молилась… Я запретила себе думать о плохом. Все это напитало положительными эмоциями и дало сил двигаться дальше. Мой сын родился не совсем здоровым. Пришлось буквально день и ночь отдавать ему и изучению болезней, так как даже врачи поначалу не понимали, что с ним. В свое время я хотела быть доктором, и, наверное, мое желание в этом смысле было услышано. Я себя как врач реализовала с моим ребенком.
Почему-то Паша не мог гулять зимой. Мы выходили на улицу, он вдыхал холодный воздух, и вечером мы уже были в инфекционной больнице. Первые годы он постоянно болел, но я гнала от себя дурные мысли. Я твердила, что он здоровый, что мы обязательно справимся, то есть я шла вперед и, как во время беременности, запретила себе думать о плохом. Врачи обнаружили у сына проблемы с иммунитетом. С Пашей нельзя было гулять на холодном воздухе, нельзя купать. С этим нужно было что-то делать, и я придумывала множество различных занятий. Изучила то, как должен развиваться ребенок: от строения мышц до психологии. Я полностью погрузилась в эту тему, чтобы создать для него мир, которого у него на тот момент не было. Мы провели внутри нашей квартиры три зимы, не выходя из дома. Естественно, у меня не было возможности выйти на работу. Как снежный ком каждый год появлялось что-то новенькое, и мне приходилось изучать все новые и новые темы. И теперь, прожив эти 7 лет, даже если бы мой сын был здоровым, я бы все равно предпочла находиться дома, потому что это настолько интересно и классно быть рядом со своим ребенком. Мы вместе познавали мир, придумывали новые игры и сценарии нашего дня, мы много путешествовали и проводили время с пользой, совершенно не спеша и с удовольствием. Сейчас он вырос, пошел в школу и отсоединился от меня, как и положено ребенку в его возрасте.
Будучи в декретном отпуске, Майя случайно встретила своего знакомого. Это был священнослужитель отец Алексей. На тот момент он играл в рок-группе «АТЛ», сам писал стихи, пел и играл на гитаре. Отец Алексей дал Майе послушать диск с их песнями. Включив его, ей сразу захотелось достать флейту и наиграть то, что возникало в душе от музыки. Когда же возвращала диск, то рассказала, как с удовольствием играла на флейте под «АТЛ»-овские песни. Участники группы, узнав, что уже готова партия флейты, моментально пригласили ее в свою команду. Это и не удивительно – Майя прекрасно играет на флейте. Однажды мы с друзьями приехали отдыхать к поэтессе Лёле Серебряной, читали в степи стихи, кто собственного сочинения, кто именитых поэтов, попивали горячий кофе из термоса, а Майя достала флейту и начала играть песню, которую исполняют дуэтом Андреа Бочелли и Сара Брайтман «Time To Say Goodbye». Если вы никогда не слышали эту песню, пожалуйста, найдите ее, включите и представьте, что вы находитесь под открытым небом в свободной степи и для вас играют эту божественную музыку – вы испытаете истинное наслаждение, как и все мы в тот момент.
Музыка в жизни Майи появилась с детства, она училась в музыкальной школе 7 лет, как говорится, для мамы с папой. Зато на выпускном концерте она сыграла с таким вдохновением, что эта мука закончилась… и вот в этот момент пришло понимание, как надо играть на флейте. Тогда все ахнули, а комиссия сказала с удивлением: «Майя умеет играть?!» Вдохновившись таким открытием, новоиспеченная выпускница музыкальной школы неожиданно для всех осталась еще на один год учебы, но уже не для родителей, а для себя. Иногда Майя подыгрывала разным командам, но в полной мере нашла самовыражение именно в группе «АТЛ», которая впоследствии переименовалась в «Арт-Эль». Так говорит о своем пребывании в группе Майя:
– «Арт-Эль» – это не просто отдушина. Я считаю, что появление этих людей в моей жизни каким-то образом создало меня такой, какая я есть сейчас. Все-таки болезнь ребенка – это такое непростое дело. Тем более, когда даже врачи не могут сказать, что с твоим ребенком конкретно, и куда ехать с ним, и куда бежать. Когда буквально придумываешь лечение, импровизируешь на ходу. Для меня это было достаточно тяжело, и нужно было найти какой-то выход. В группе ко мне относились очень хорошо, от меня никто ничего не требовал, и я могла свободно играть то, что хочу. И вся боль, которая во мне скопилась, которую на тот момент не могла никуда выплеснуть, я выражала через игру на флейте. Я очень благодарна отцу Алексею за такую возможность.
Как признается флейтистка, ей кажется, что она сама вся состоит из музыки и даже физически чувствует, где она находится в ее теле! Как вы думаете, где? Спорим, не угадали?! Музыка находится между сердцем и желудком, а иногда она появляется между лопатками! Неудивительно, что такое родство с музыкой приготовило Майе один прекрасный сюрприз – подарило ей мужа. Денис Энгель, как и его жена, – актер. «При чем же тут музыка?» – спросите вы. Когда-то Денис и Майя встретились в театре «Рампа» на концерте группы «ROCKOUT» Вадима Сидорова. Денис подсел к ней, чем очень ее удивил: «Обычно мужчины передо мной робеют, а этот такой наглый, и я ему не понравилась! Какой неприятный молодой человек, с задранным кверху носом!». По иронии судьбы на той же неделе эта парочка увиделась на вступительных экзаменах в Санкт-Петербургскую академию театрального искусства. Оба поступили туда, и вместе уехали в Питер. Правда, друг на друга внимания не обращали продолжительное время. Денис писал собственные песни, и на каком-то вечере Майя их услышала: «Я тогда подумала, если этот человек не обратит на меня никакого внимания, то со мной будет катастрофа!» Майя влюбилась в Дениса благодаря его песням, и они уже 17 лет живут вместе!
Напоследок я спросила у Майи, правильный ли выбор она сделала, что стала актрисой. И она рассказала мне, что ее мама всю жизнь работала в театрах бутафором, а отец художником, так что актерская профессия впиталась с маминым молоком. Остается только от души пожелать Майе сыграть роль-мечту – Настасью Филипповну Барашкову – одну из главных героинь романа Федора Михайловича Достоевского «Идиот», и, конечно же, быть просто счастливой женщиной!
ТЕКСТ: Яна Потылицына