— Юрий Александрович, Вы родились в Абакане, выросли здесь, учились в первой школе и многие наши зрители и даже артисты уверены, что Вы работали в театре имени Лермонтова. Это так?
- Нет, не работал. Но однажды увлёкся театром, когда он был ещё в областном Доме культуры, и начал заниматься там в театральном кружке.
Помню постановку политическую о Ленине, о том, как он жил в ссылке в Шушенском.
В постановке этой с приклеенной бородой шлагбаум открывал. Родители мои пришли, посмотрели и спрашивали: «Юрочка, а где ты там был, что играл?» А я отвечал гордо:»Шлагбаум открывал!». Вот с этого и началась моя театральная деятельность.
А это нормально, первые годы в театре надо постоять с алебардой, поиграть «кушать подано», почувствовать, что это такое, вдохновиться. Через это надо пройти даже закончив институт.
-Наш театр посещали тогда?
- Да, посещал. Были традиционные выходы классом. Помню прекрасно спектакль «Отелло», хакасская труппа играла и наши знаменитые тогда актёры. Мой друг, одноклассник, Женька Собецкий, смотрел не на сцену, а на меня, как я реагировал на всё и говорил:»Нормально всё у тебя? Ты, главное, успокойся», настолько это было потрясение. Я во все глаза смотрел на сцену, а он на меня.
-Так значит, решение стать актёром пришло к Вам здесь, на спектакле нашего театра?
- Меня уже не первый раз спрашивают и я всегда отвечаю, что не могу сформулировать, что меня двинуло, ей-Богу. Не было у нас ни домашнего театра, никто в родове кузнецовской не занимался ни музыкой, ни театром тем более, ни кино и чего меня повело туда — не знаю!
Когда учился в девятом классе, то набрался наглости и преподавателю алгебры сказал: «Александр Николаич, ставьте мне тройку, я всё равно артистом буду.»
-В театральный кружок в каком классе пошли? Это был кружок при школе или при театре?
- В классе 9-10, это был кружок при театре, преподаватель Медведев. А потом поступил в театральный институт во Владивосток.
-Почему не в Москву?
- Расстояние одинаковое. А в Москву было страшно поступать. Я прочитал, что там дикие конкурсы и сработала провинциальная скромность, я не решился.
— Сейчас в театре играете?
- Нет, устал. Но у меня есть один спектакль в антрепризе, где играю для себя, с удовольствием, чтобы не терять форму.
— Какими качествами нужно обладать артисту, чтобы пройти путь от простого актёра до актёра, который снимается в кино у знаменитых режиссёров?
- Когда мы превратились из абитуриентов в студентов, преподаватель актёрского мастерства Вера Николаевна сказала: «Ребята, профессия актёра не самая важная. Есть врачи, учителя, лётчики — они важнее. Но если вы начали ей заниматься, то делайте это серьёзно.»
Ещё на курсе были преподаватели-артисты, они передавали нам свои штампы и я очень этому рад и горжусь. И в кино очень просто сниматься — выучил текст и органично рассказал.
-А талант?
- Знаете, рассчитывать на талант не приходится. Никогда не знаешь — придёт вдохновение или нет. Приходишь на работу к шести, в семь вышел на сцену и плохо ли тебе, хорошо, какое настроение — неизвестно, поругался ты с женой, но ты должен выйти и сыграть, поэтому нужна профессия, работа над собой.
Молодым актёрам, не пройдя театр, сложно начать сниматься.
В кино придёшь к 12 и, бывает, ждешь часами, пока начнут снимать и главное сохранить в себе состояние героя.
Когда работал в театре Комедии(театр
Комедии им.Акимова Санкт-Петербург- прим.), то уже активно снимался и ребята молодые меня спрашивали: «Как ты снимаешься? Научи!» И я говорил, что это в театре нужно громко кричать, чтобы тебя слышно было в последнем ряду, а в кино надо скромнее и тише(смеётся).
-Если бы вам предложили сыграть в спектакле нашего театра, Вы бы согласились?
- Я-да.
Адаптация текста Марина Деревская.