События, происходящие в последнее время в Русском академическом театре драмы имени М.Ю. Лермонтова, радуют и внушают большие надежды. В «новых мехах» — здании театра после великолепного ремонта — совсем не «старое вино».
Скорее, настоящее шампанское, которое выбивает пробку, фонтаном бьёт в потолок, доставляя радость и восторг праздника, а после пузырьками щиплет в носу, заставляя размышлять над увиденным, сопереживать, плакать, думать.
День рождения Мастера
«Думать!» — вот здесь главное слово! Искренне считаю: роль театра не балаганным Петрушкой развлекать зрителя, а развивать его, учить, показывать то, что сделает его лучше. В этом отношении новый спектакль «Достоевский. Повесть о несостоявшемся счастье» [12+] по десятибалльной шкале можно оценить как раз на десять. Премьера спектакля в какой-то мере благодаря ковидному локдауну состоялась точно вовремя — должна была в октябре, а произошла ровно в день рождения Мастера — 11 ноября. И это знаково.
Возможно, самому Фёдору Михайловичу так понравилось происходящее на сцене, что он просто решил сделать себе подарок и отпраздновать юбилей именно с хакасскими актёрами и зрителями. Почему-то хочется думать именно так.
Вы заметили — мы говорим Мастер. Так получилось, этого звания прежде удостоен Михаил Булгаков. Сейчас трудно спорить. Только кажется, в этой суматохе, суете, некоторой революционной «дьяволиаде» был забыт первый Мастер, каждое произведение которого посвящено человеку и Богу. Вернее, любви человека к Богу. Или наоборот, Бога к человеку. Но тут — как от перемены мест слагаемых… Я не сравниваю — это очень разные творцы. Но, наверное, пришло время расставить всё по местам.
Это сложно. Очень долго Достоевский в России был недооценён. Да что там — не оценён вообще. Девятиклассники, убитые школьной программой по литературе, прочитав пару глав «Преступления и наказания» и немножко биографии, навсегда ставили на творчестве этого писателя большой крест.
Мы не знаем Достоевского. Даже так — многие и знать его не хотят. А сейчас, с заменой чтения на гаджеты, и того хуже ситуация складывается. Немногие вспоминают этого автора, единицы близко знакомы с его творчеством. Всё «пятикнижие» («Преступление и наказание», «Бесы», «Идиот», «Братья Карамазовы», «Подросток»), равно как и ранние произведения и «Записки из Мёртвого дома», изучают только профессионалы. А ведь писал-то он для людей, для нас с вами, писал о самом важном, что может происходить с человеком, «о несчастных, о счастливых, о добре и зле, о лютой ненависти и большой любви»…
Каким он был человеком?
Так что желание взяться за Достоевского — это, я вам скажу, ребята, большой риск. Поэтому, наверное, и не ставили его в Абакане ни разу. И вдруг!
Почему? Вопрос не праздный. Целой творческой командой, без страха и упрёка, они пошли на это. Сначала был проект Фонда поддержки и развития театрального искусства Хакасии. Он вошёл в число победителей всероссийского конкурса федерального министерства культуры. Творческая команда под руководством режиссёра-постановщика Евгении Колесниченко и драматурга Анастасии Букреевой с огромным интересом взялась за дело.
Девушки даже жили некоторое время в Омске, работали в Омском музее имени Ф.М. Достоевского, изучали документы в архивах.
— Мы поставили перед собой задачу показать, как Достоевский достиг такого уровня, чтобы написать своё «великое пятикнижие». Эти романы, скорее всего, не появились бы, не будь этого омского опыта, — считает драматург Анастасия Букреева.
— Год назад, когда начиналась работа над проектом, единственное, что мы знали: хотим рассказать о Достоевском как о человеке. Ещё со школьной скамьи все помнят Фёдора Михайловича как великого русского писателя и родоначальника психологизма — и на этом как бы всё. Мы взялись поразмышлять на тему, какой он был человек. Взяли определённый период из его жизни, трагические события, когда члены кружка петрашевцев, в котором писатель принимал активное участие, были приговорены к расстрелу. Казнь отменили в последние мгновения, когда все молодые люди уже приготовились к смерти. Достоевского лишили всех званий и приговорили к каторжным работам. Четыре года жизни Фёдор Михайлович провёл в Омском остроге. Мы берёмся посмотреть, как его изменила каторга, почему она позволила ему взглянуть на человека, русскую действительность, на мир вообще по-иному, — рассказала режиссёр Евгения Колесниченко на пресс-конференции, состоявшейся незадолго до премьеры.
Преступник или праведник
Безусловно, интерес к этой премьере был велик. И 11 ноября, в день рождения Достоевского, зал оказался полон зрителями настолько, насколько это разрешали противоэпидемические меры. Ожидали, наверное, того, к чему привыкли со школы — будет тяжело и надрывно, герои Достоевского будут рвать на себе рубахи и кандалы, обижать старушек, продавать дочерей.
А раздалась музыка… Необыкновенная — по-средневековому торжественная, по-церковному глубокая. «Муж именем Йов жил в стране Уц. И был тот муж беспорочен и честен, Бога боялся и сторонился зла». (Хормейстер Ирина Целыковская, считаю, поставила этот номер гениально.)
Прекрасное многоголосие библейского сказания ввело зрителей в мир, рассказывающий о великом праведнике и герое веры Йове — будто протянув параллель между ним и Достоевским.
Вообще, спектакль получился очень красивым и современным. Создавалось ощущение, что каждый исполнитель сам пытается разобраться в творчестве великого русского писателя, и поэтому так напряжённо следишь за происходящим на сцене, ловишь каждое слово, ведь тебе тоже нужно всё понять. Было сложно — для этого необходимо знать и биографию, и творчество Достоевского.
Но и хорошо — спектакль подталкивает к тому, чтобы взять в руки книги и узнать больше, читать и гордиться одним из величайших классиков — нашим, русским писателем.
Мой друг Фёдор и дополнительная жизнь
Все актёры, чувствуется, тоже непросто открывали для себя творчество писателя. Интересен видеоряд, сопровождающий действие. В нём каждый артист рассказывает о своём отношении к его творчеству прежде — и теперь.
Вот что говорит исполнитель главной роли Роман Кремзуков: «У нас в школе, в кабинете литературы, висел портрет Фёдора Михайловича. Я всегда смотрел на него, как на кого-то чужого, недосягаемого, далёкого. Теперь же, после перелопаченного всеми участниками постановки материала (архивные документы, его личные письма и произведения), вижу в нём друга, человека, имеющего такие же страхи, увлечения и привязанности. Спектакль «Достоевский. Повесть о несостоявшемся счастье» — это дополнительная жизнь к той, что дала мне мама. Я проникся. Хоть и волновался очень, но встречи со зрителем ждал с нетерпением».
Встреча — премьера — удалась. По словам куратора проекта Марии Бекк, отзывов о спектакле было много. Некоторые говорили, мол, не всё было понятно — но даже при этом очень красиво и интересно. Самое главное, спектакль исполнил одну из главных задач — все захотели прочесть Достоевского: и ранние его произведения, и «Записки из Мёртвого дома», где он рассказывает о каторжных годах, и «пятикнижие», или хотя бы пересмотреть фильмы, поставленные по этим произведениям.
И это говорит о многом…
Продолжение следует
А ещё, знаете, бывает такое — всё, спектакль закончился, актёры вышли на поклон — а ты не веришь. Думаешь: почему так быстро, хочется ещё. Это случается нечасто, но вот 11 ноября на премьере Русского академического театра драмы имени М.Ю. Лермонтова вдруг произошло! Ощущение, надо сказать, классное. Понимаешь, что продолжение необходимо, мы будем его ждать — и оно обязательно случится.
И под занавес вдруг песня Бутусова «Идиот». «Чем выше солнце, тем меньше тень, уже отвален камень гроба, наступил пасхальный день. Круговорот душевных сил несёт нам свет, несёт нам жизнь, сплетение медленных ветвей нас обвивает навсегда. Как ночь без света не живёт, как день без тьмы живёт в тебе…»
Поют каторжане, Достоевский, актёры, зрители. Нереальный драйв! «… День без тьмы живёт в тебе …» Жизнь прекрасна и удивительна.
Ведь именно это в каждом своём произведении всегда утверждает писатель. И спектакль «Достоевский. Повесть о несостоявшемся счастье» для многих приоткрыл дверь в его творчество и жизнь. Ведь совсем неправильно, что так мало мы о нём знаем…
Елена АБУМОВА
Фото предоставлено пресс-службой Русского театра драмы имени М.Ю. Лермонтова