«Господи, родила тебя, а не замечала, что у тебя уши-то такие большие!» – воскликнула мама молодой артистки Люси, зайдя в гримерку после спектакля. Но увидев, как накладные ушки снимают, тут же перестала плакать и успокоилась… Вот такое оно – волшебство театра, не хочешь – поверишь.
В этом году заслуженная артистка Хакасии Людмила ЛОСЯКОВА отмечает 40-летие своей творческой деятельности на сцене Русского драматического театра им. М.Ю. Лермонтова. Многих в театр приводит случай. Так вот, задав вопрос о том, какой же случай привел Людмилу Александровну в наш театр, я получила, пожалуй, самый простой из возможных ответов: «Скучала по маме». Оказалось, что окна ее дома по улице Вяткина выходили на новое, только что отстроенное театральное здание. Там как раз начиналась «движуха», приехало много молодых артистов, и она подумала: «А почему бы нет?» Тогда Людмила Александровна уже два года работала в Новосибирском драматическом театре (ныне – «Старый дом»), окончив местное театральное училище, и подумывала о возвращении в Абакан.
Людмила воспитывалась в простой семье, не имеющей отношения к искусству. К поступлению готовилась упорно – ходила в Абаканский ТЮЗ, но к актёрству относилась по-деловому:
– Театральный, медицинский, педагогический… Профессия артиста для меня сродни любой другой: вот педагоги любят детей, а артисты любят сцену.
Любить сцену… то, что отличает артиста от всех остальных. Артист не просто любит сцену, а боготворит её и чахнет, будучи отринутым. А что есть сцена? Рождение эмоций, мыслей, откровений, сотворчество с залом.
– Каждый новый режиссер – это новый виток в театре. Я работала с 14 режиссерами, и мне было интересно с каждым. Даже если роль сначала не нравится, потом ты все равно в нее влюбляешься, и она становиться своей. Думаешь о ней, ложишься спать, встаёшь вместе с этой ролью, о мелочах начинаешь думать. Что за прическа у моей героини? Что она носит с собой в сумочке? Как ходит? Театр – искусство ансамблевое, одна я – никто и ничто. На самом деле каждый артист вносит в спектакль совсем немного, но это «немного» очень необходимо, – говорит артистка. – Вообще наша работа – это кропотливый, каждодневный труд. Мне нравится работать над любым спектаклем, и когда заканчиваются репетиции, становится очень жалко. В театр приходить больше не надо – спектакль сдали. И скучно, и грустно, пустота наступает.
Людмила Лосякова любит все свои роли, с большой нежностью вспоминает спектакли, но, как правило, говорит о них скупо, и в этом есть своя правда – лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Да и что за радость жить прошлым? Тем не менее, трудно не поделиться яркими картинками, которые приоткрыла для нас Людмила Александровна на одной творческой встрече. Она рассказала о спектакле «Вожак». Это была пьеса о цыганах, шла с большим успехом.
– Нас гримировали, мы все были в морилке – коричневые. Для этого спектакля я принесла в театр свои отрезанные волосы, и наш гример Елена Петровна Килижекова сделала мне шиньон. В «Вожаке» играли Осокина, Богатова, Кучев, я играла Лисандру, а Толстихин – моего мужа. Использовался такой прием: под платьем на меня была надета сорочка с изрезанной спиной. Он хлещет меня плетью, вокруг собирается табор, потом все расходятся, и я лежу в этой сорочке, и спина у меня – изрезанная, вся в красной краске. Цыгане приходили табором, занимали первые ряды, откупали часть зрительного зала. Они очень любили этот спектакль, всегда благодарили артистов.
Для нашей героини, помимо всего прочего, много значит атмосфера спектакля, то, что витает в воздухе, то, что составляет основу взаимоотношений с людьми.
– Как-то перед новым годом мы поставили спектакль по итальянской пьесе «Рождество в доме Купьелло». Это был теплый, семейный спектакль, шел очень хорошо.. Я была в Италии, и мне очень понравилось, как там готовятся к праздникам. В пьесе Купьелло строил ясли Христа и пещеру, куда приходят волхвы, а вокруг – всякие домики, человечки, барашки – красота! Жена его ругала: «Ты все деньги тратишь на это». Там я играла дочь главного героя – Нинуччу. Еще мне нравился спектакль «Запасной аэродром». Душе и сердцу был близок. Легкий, приятный. Идут репетиции, а за окном – осень, Гена Кондрашов, наш художник по свету, прогуливается со своей собакой около театра… Помню и «Звезды на утреннем небе» – молодежный, актуальный в то время спектакль. Ставил его Семен Яковлевич Верхградский. Хороший человек, мне он очень нравился. С Семеном Яковлевичем мы много выезжали на гастроли: в Южно-Сахалинск, в Ленинград, в Таджикистан, в Киргизию. Экзотика, музыка с утра звучит, национальная еда – нам очень нравилось в этих республиках.
В последние годы Людмила Александровна сыграла несколько ярких и любимых зрителями ролей. Это и стойкая к невзгодам сухонькая старуха Василиса в спектакле Владимира Гордеева «Дело святое», и грозная, но добрая сердцем Маривонн в его же французской комедии «Squat», и удивительно точная чиновница-бизнесменша Ксения Николаевна в драме Евгения Ланцова «Русский и литература», и очаровательная Розалия Карловна в народной комедии «Тётки. Семейка Краузе». Но, пожалуй, самой незабываемой стала ее недавняя роль пенсионерки Эльзы в спектакле Евгения Ланцова «Земля Эльзы». На Республиканском театральном фестивале «Белая юрта» жюри признало лучшим дуэт Эльзы и Василия в исполнении Людмилы Лосяковой и Александра Израэльсона, в итоге – «Лучшая женская роль» и «Лучшая мужская роль» соответственно.
«Земля Эльзы» Ярославы Пулинович – одна из немногих современных пьес, которую сразу после создания поставили десятки российских театров. И неспроста! Ведь история любви двух пожилых людей, идущая наперекор враждебному обществу, не замыкается в рамках сюжета, а открывает перед зрителем новые ракурсы, и прежде всего тему счастья. Эльза была несчастна всю свою жизнь, и вот он – шанс! Последний шанс стать счастливой! Многие ли из нас готовы рискнуть всем ради любви? А Эльза решается – она не из робких.
«Так ведь наша Людмила Александровна, – подумала я, – совсем как Эльза – с бесконечным желанием трудиться и познавать новое, с жаждой счастья и упорством в достижении цели. И правда, с одной стороны, ее «Эльза» – внутренне глубоко интеллигентная, аккуратная женщина, вполне себе бабушка, а с другой – совсем еще девочка, незрелая в вопросах любви. Ведь она еще ни разу не любила! Этот девчачий огонечек, это страстное желание жить и радоваться так и пляшет в её глазах, так и сквозит в каждой реплике».
«Эльза» Людмилы Лосяковой – человек без возраста, без амбиций, без притязаний, без обид. Она – юная душа, не испорченная суровостью жизни, но вынесшая из неё смирение, милосердие, сострадание и умение прощать. Редкие качества сегодня – с какой стороны ни глянь. И она, Эльза, спасает обиженного, оскорбленного, неспокойного и истязающего самого себя Василия, возвращает ему веру в жизнь. Финал горек, но он и светел, и исполнен надежды – еще есть время, ещё всё придет, и будет обязательно хорошо! Так думает Эльза. Так думают и зрители с нею вместе. И хочется верить, так оно и будет. Философия вроде бы простая и вроде бы повсюду, но как редко она попадает в сердце. А вот смотришь на Людмилу Лосякову в этой роли и веришь – значит, в точку.
Ада Колмакова
В этом году заслуженная артистка Хакасии Людмила ЛОСЯКОВА отмечает 40-летие своей творческой деятельности на сцене Русского драматического театра им. М.Ю. Лермонтова. Многих в театр приводит случай. Так вот, задав вопрос о том, какой же случай привел Людмилу Александровну в наш театр, я получила, пожалуй, самый простой из возможных ответов: «Скучала по маме». Оказалось, что окна ее дома по улице Вяткина выходили на новое, только что отстроенное театральное здание. Там как раз начиналась «движуха», приехало много молодых артистов, и она подумала: «А почему бы нет?» Тогда Людмила Александровна уже два года работала в Новосибирском драматическом театре (ныне – «Старый дом»), окончив местное театральное училище, и подумывала о возвращении в Абакан.
Людмила воспитывалась в простой семье, не имеющей отношения к искусству. К поступлению готовилась упорно – ходила в Абаканский ТЮЗ, но к актёрству относилась по-деловому:
– Театральный, медицинский, педагогический… Профессия артиста для меня сродни любой другой: вот педагоги любят детей, а артисты любят сцену.
Любить сцену… то, что отличает артиста от всех остальных. Артист не просто любит сцену, а боготворит её и чахнет, будучи отринутым. А что есть сцена? Рождение эмоций, мыслей, откровений, сотворчество с залом.
– Каждый новый режиссер – это новый виток в театре. Я работала с 14 режиссерами, и мне было интересно с каждым. Даже если роль сначала не нравится, потом ты все равно в нее влюбляешься, и она становиться своей. Думаешь о ней, ложишься спать, встаёшь вместе с этой ролью, о мелочах начинаешь думать. Что за прическа у моей героини? Что она носит с собой в сумочке? Как ходит? Театр – искусство ансамблевое, одна я – никто и ничто. На самом деле каждый артист вносит в спектакль совсем немного, но это «немного» очень необходимо, – говорит артистка. – Вообще наша работа – это кропотливый, каждодневный труд. Мне нравится работать над любым спектаклем, и когда заканчиваются репетиции, становится очень жалко. В театр приходить больше не надо – спектакль сдали. И скучно, и грустно, пустота наступает.
Людмила Лосякова любит все свои роли, с большой нежностью вспоминает спектакли, но, как правило, говорит о них скупо, и в этом есть своя правда – лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Да и что за радость жить прошлым? Тем не менее, трудно не поделиться яркими картинками, которые приоткрыла для нас Людмила Александровна на одной творческой встрече. Она рассказала о спектакле «Вожак». Это была пьеса о цыганах, шла с большим успехом.
– Нас гримировали, мы все были в морилке – коричневые. Для этого спектакля я принесла в театр свои отрезанные волосы, и наш гример Елена Петровна Килижекова сделала мне шиньон. В «Вожаке» играли Осокина, Богатова, Кучев, я играла Лисандру, а Толстихин – моего мужа. Использовался такой прием: под платьем на меня была надета сорочка с изрезанной спиной. Он хлещет меня плетью, вокруг собирается табор, потом все расходятся, и я лежу в этой сорочке, и спина у меня – изрезанная, вся в красной краске. Цыгане приходили табором, занимали первые ряды, откупали часть зрительного зала. Они очень любили этот спектакль, всегда благодарили артистов.
Для нашей героини, помимо всего прочего, много значит атмосфера спектакля, то, что витает в воздухе, то, что составляет основу взаимоотношений с людьми.
– Как-то перед новым годом мы поставили спектакль по итальянской пьесе «Рождество в доме Купьелло». Это был теплый, семейный спектакль, шел очень хорошо.. Я была в Италии, и мне очень понравилось, как там готовятся к праздникам. В пьесе Купьелло строил ясли Христа и пещеру, куда приходят волхвы, а вокруг – всякие домики, человечки, барашки – красота! Жена его ругала: «Ты все деньги тратишь на это». Там я играла дочь главного героя – Нинуччу. Еще мне нравился спектакль «Запасной аэродром». Душе и сердцу был близок. Легкий, приятный. Идут репетиции, а за окном – осень, Гена Кондрашов, наш художник по свету, прогуливается со своей собакой около театра… Помню и «Звезды на утреннем небе» – молодежный, актуальный в то время спектакль. Ставил его Семен Яковлевич Верхградский. Хороший человек, мне он очень нравился. С Семеном Яковлевичем мы много выезжали на гастроли: в Южно-Сахалинск, в Ленинград, в Таджикистан, в Киргизию. Экзотика, музыка с утра звучит, национальная еда – нам очень нравилось в этих республиках.
В последние годы Людмила Александровна сыграла несколько ярких и любимых зрителями ролей. Это и стойкая к невзгодам сухонькая старуха Василиса в спектакле Владимира Гордеева «Дело святое», и грозная, но добрая сердцем Маривонн в его же французской комедии «Squat», и удивительно точная чиновница-бизнесменша Ксения Николаевна в драме Евгения Ланцова «Русский и литература», и очаровательная Розалия Карловна в народной комедии «Тётки. Семейка Краузе». Но, пожалуй, самой незабываемой стала ее недавняя роль пенсионерки Эльзы в спектакле Евгения Ланцова «Земля Эльзы». На Республиканском театральном фестивале «Белая юрта» жюри признало лучшим дуэт Эльзы и Василия в исполнении Людмилы Лосяковой и Александра Израэльсона, в итоге – «Лучшая женская роль» и «Лучшая мужская роль» соответственно.
«Земля Эльзы» Ярославы Пулинович – одна из немногих современных пьес, которую сразу после создания поставили десятки российских театров. И неспроста! Ведь история любви двух пожилых людей, идущая наперекор враждебному обществу, не замыкается в рамках сюжета, а открывает перед зрителем новые ракурсы, и прежде всего тему счастья. Эльза была несчастна всю свою жизнь, и вот он – шанс! Последний шанс стать счастливой! Многие ли из нас готовы рискнуть всем ради любви? А Эльза решается – она не из робких.
«Так ведь наша Людмила Александровна, – подумала я, – совсем как Эльза – с бесконечным желанием трудиться и познавать новое, с жаждой счастья и упорством в достижении цели. И правда, с одной стороны, ее «Эльза» – внутренне глубоко интеллигентная, аккуратная женщина, вполне себе бабушка, а с другой – совсем еще девочка, незрелая в вопросах любви. Ведь она еще ни разу не любила! Этот девчачий огонечек, это страстное желание жить и радоваться так и пляшет в её глазах, так и сквозит в каждой реплике».
«Эльза» Людмилы Лосяковой – человек без возраста, без амбиций, без притязаний, без обид. Она – юная душа, не испорченная суровостью жизни, но вынесшая из неё смирение, милосердие, сострадание и умение прощать. Редкие качества сегодня – с какой стороны ни глянь. И она, Эльза, спасает обиженного, оскорбленного, неспокойного и истязающего самого себя Василия, возвращает ему веру в жизнь. Финал горек, но он и светел, и исполнен надежды – еще есть время, ещё всё придет, и будет обязательно хорошо! Так думает Эльза. Так думают и зрители с нею вместе. И хочется верить, так оно и будет. Философия вроде бы простая и вроде бы повсюду, но как редко она попадает в сердце. А вот смотришь на Людмилу Лосякову в этой роли и веришь – значит, в точку.
Ада Колмакова