посватаюсь, вы что бы мне сказали?
во-первых: не блажи,
брат, не управляй оплошно,
поди-тка послужи.
и сегодня Театра Лермонтова. 75 лет» наши зрители увидели отрывок из пьесы
«Горе от ума», которая была поставлена в нашем театре в 1945 году, к 150-летию
со дня рождения автора. В этой первой послевоенной постановке сыграл известный
впоследствии театральный деятель – актёр, директор, режиссёр – Яков Фёдорович
Нусс. Мы не знаем, как была раскрыта им роль Фамусова, но – удивительное
театральное совпадение – в спектакле 2014 года образ консерватора Фамусова воплотил артист Игорь Герман –
личность разносторонняя, человек строгих правил (как, по воспоминаниям, и
Нусс), и также – родственники родом с Поволжья. Одно маленькое примечание: Игорь
Герман – наш современник. Глядя на него и переосмысливая грибоедовскую дилемму,
невольно задумываешься: «А может, Фамусов действительно прав? Прав сегодня?»
хотят быть артистами. Твоя глупость скоро пройдёт» — сказала мне мама после
восьмого класса. Но глупость эта не прошла –и, окончив театральное отделение
Кемеровского государственного института культуры, я пришёл в театр. Всякое было
– и трудные 90-е, и 2000-е, но я ни разу не пожалел, что выбрал эту профессию.Свои первые роли я сыграл в Канском драматическом театре. Волк в сказке
«Теремок», Король в спектакле «Кот в сапогах»… А первая значимая роль,
которая дала мне уверенность в своих силах, была в спектакле по пьесе Алехандро
Касона «Дикарь». Поставил её мой учитель – Анатолий Петрович Глухов. Теперь он
живёт в Австрии. Он был моим преподавателем в институте, а после мы встретились
в Канском театре. В то время я как раз начал заниматься спортом, подкачался, и
он, взглянув на меня как-то по-новому, дал мне роль Пабло. Её я помню до сих
пор. Это была моя первая «этапная» роль.
В 1992 году с Андреем Луканиным я работал над новеллами Проспера
Меримэ «Африканская любовь» и «Искушение Святого Антония». Поскольку режиссёр
был начинающий, мне пришлось много работать самому. Роли мне очень понравились,
я трудился над ними с большим удовольствием.
Этапными работами я бы назвал роли в спектаклях патриарха
минусинской сцены Николая Климентьевича Гудзенко. Он доверил мне роль Лариона
Рыдлова в спектакле «Джентльмен» по пьесе А. И. Южина-Сумбатова. Пьеса очень
хорошая, незаслуженно забытая. Затем Николай Климентьевич дал мне роль Старика
в спектакле «Цепи» этого же автора, после я играл Мурзавецкого в комедии «Волки
и овцы». За эту работу в 2000 году я получил приз «За лучшую роль второго
плана» Красноярского краевого жюри «Итоги сезона». В 2002 году за роль Тома в
спектакле Герни «Сильвия» я получил приз «За лучшую эпизодическую роль», в 2005
году – «За лучшую роль второго плана» (Расплюев в спектакле «Свадьба
Кречинского» по пьесе Сухово-Кобылина), в 2008 году – «За лучшую острохарактерную
роль» (Прусский офицер в спектакле В. Сигарева «Пышка» по мотивам Г. Де
Мопассана). Из современной драмы мне больше всего понравилась работа в
спектакле «Тихий шорох уходящих шагов» Д. Богославского. Пьеса о самом важном –
доме и Родине.
занимаетесь педагогической работой. Как вы к этому пришли?
студию. Я взялся – ради любопытства, потому что никогда этим не занимался.
Увидел, что и ребятишкам это нравится. Потом мне позвонили из Красноярского
краевого колледжа культуры, предложили преподавать. Сначала я отказался. Потом
хорошо подумал. И когда мне позвонили ещё раз – согласился. А что? Попробую.
Набрал курс, через четыре года выпустил – оказалось интересно. Сейчас выпускаю
второй.Две моих выпускницы продолжают обучение, трое работают в
Красноярском театре кукол, в Русском театре также трудится один мой ученик –
Володя Гаврилов. Практически все работают по специальности, кто – в кружках,
кто где.
Кроме того, у меня есть коллектив – «Домашний театр Мартьяновкого
музея». С ним мы часто ездим на краевые фестивали, на Всесибирском фестивале
«Рампа на Енисее» заняли второе место. Перед новым годом нам присвоили звание
«Народный театр», чему мы очень-очень рады.
Мы поставили «Сваху из Моторского» Василия Яна. На краевой фестиваль
«Рампа» мы возили спектакль «О дамах и господах» по водевилям А. Чехова
(«Предложение», «Юбилей»). Есть в репертуаре и две сказки – «Привет Мартышке»
по Остеру и «Морозко» в моей обработке. Играют все музейные работники –
экскурсоводы, научные сотрудники. После каждого фестиваля ко мне подходят люди
и спрашивают: «А у вас работают профессиональные артисты?». Я очень люблю и
ценю своих музейных актёров.
– Глухова, Гудзенко… Что такого они дали вам, чему вы сейчас учите своих
ребят? Какие театральные законы для вас самые святые?
разговариваю так, как Анатолий Петрович разговаривал снами, привожу те же
доводы. Он заложил во мне что-то такое, что проявляется и теперь. То же самое
можно сказать о Николае Климентьевиче. Гудзенко был настолько требовательным
режиссёром, что не пропускал ни одного фальшивого слова, репетировал до тех
пор, пока ты не сделаешь, как надо. Мне кажется, самый главный театральный
закон – любить театр. Если в артисте есть эта любовь, всё остальное
приложиться.– Я знаю, что вы пробуете
себя и в драматургии. Ваши пьесы поставлены в театре?
– В журнале «Современная драматургия» у меня опубликованы три пьесы
– «Братья Шуть», «Прости меня, «Ты только мне поверь», первая поставлена в
Оренбурге на татарском языке в ноябре 2013 года в Татарском драматическом
театре имени Мирхайдара Файзи. В феврале 2014 года состоялась премьера
спектакля «Прости меня» в Башкирском академическом театре драмы имени Мажита
Гафури на башкирском языке, а в апреле того же года эту пьесу поставили в
Симферополе, в Крымском академическом театре русской драмы имени Максима
Горького.
программа, вы много выступаете с поэзией военного периода, в театре без вашего
участия не проходит ни один праздник «9 мая». Как и почему в вашей жизни
возникло это направление, военно-патриотическое?
хотел уезжать из страны. Я – русский человек, хотя во мне нет ни капли русской
крови. Отец – немец, мама – наполовину мордва, наполовину – украинка. Помню, в
детстве с нами жила бабушка, так она говорила с нами и на немецком, и на
ломаном русском…Когда началась война, моих родственников выслали с Поволжья. Я
никого не осуждаю, хотя мои родные и пострадали– три поколения мужчин в моём
роду были репрессированы. Это было страшное время. Выслали моих родных сначала
в село Тесь Минусинского района, потом бабушку (она не хотела расставаться с
сестрой) с сестрой отправили за Енисейск, ещё дальше на север. Там, в глухой
деревушке, они жили до начала 1950-тых. А дед был отправлен в трудовую армию.
Оружие ему, как немцу, не доверили. Там он и погиб от истощения.
В Америке и Европе сейчас готовят передел мира, так как Запад
теряет бразды правления. Ему это не нравится, и ради спасения самого себя он
пускается на всё: на откровенную ложь, на перевирание истории, на всякие
пакости и подлости – лишь бы остаться на плаву. Но законы истории справедливы
для всех.
ли роль театра в обществе? Если сравнить сегодняшний день и период, допустим,
двадцатилетней давности, одно поколение назад? Может ли театр что-то изменить в
текущем положении вещей?
воспитывающая функция театра не изменилась и за тысячу лет. Моё любимое
изречение о театре – Н. В. Гоголя:
«Театр – это кафедра, с которой можно сказать миру много добра». Но за всё
«добро», что с этой кафедры звучит, мы несём ответственность. Всегда.Вообще, я человек достаточно мягкий, покладистый – можно сколько угодно верёвки вить, но у
меня всегда была чёткая гражданская позиция, и в принципиальных вещах меня
повернуть трудно. И, скажу честно, я не толерантный. Когда какой-либо человек
или группа людей говорит о своих правах, я сразу хочу напомнить им об их обязанностях. Сначала
это обязанности ребёнка, потом – родителя, обязанности по отношению к своей
культуре, к государству, которое воспитало тебя и дало образование. Так что
права и свободы – это уже потом. Вообще, у зрелого человека только одно право –
право выполнять свои обязанности.
глубже, чем иностранные, по крайней мере, они для нас много важнее. Русский
язык очень богат и глубок, и добрые слова, сказанные на нём, а уж со сцены тем
более – должны зародить что-то важное в душах зрителей. Я прочёл такую фразу,
не помню где – «милосердие выше справедливости». Милосердно простить человека
иногда лучше, чем справедливо его наказать. Хочется, чтобы после просмотра
любого спектакля зрители становились чуточку добрее, лучше – быть может,
немного строже к себе, и терпимее к недостаткам близких.