5 апреля на
малой сцене Русского драматического театра имени М. Ю. Лермонтова педагоги,
журналисты, театральные деятели приняли участие в дискуссии, посвящённой
образовательному проекту учреждения. Театральные уроки «Грибоедов. Горе от ума»
и «Муму» И. С. Тургенева оценил и театральный критик, эксперт «Золотой маски»
Александр Вислов (г. Москва).
Если спектакль по пьесе А. С. Грибоедова в
постановке главного режиссёра театра Евгения Ланцова предназначен для старших
классов, студентов и учителей, то постановку «Муму» Владимира Гордеева с
одинаковым интересом могут смотреть ребята 1-4 и 5-6 классов. Всего в
репертуаре театра 10 театральных уроков для всех возрастных групп.
Александр
Вислов, театральный критик:
– Театр
должен ставить и спектакли по классике, заниматься «новой драмой», какими-то развлекательными
вещами, и, безусловно, уделять внимание детскому репертуару. Театральные уроки
идут во многих театрах страны, но я не знаю, где, в каком театре они есть в
таком объёме. Мне приходится говорить со многими директорами и режиссёрами
театров, и я знаю, как зачастую в драматических театрах относятся к детскому
репертуару. Ребёнок впервые идёт в театр и получает «халтуру», отрицательные
эмоции на всю оставшуюся жизнь. Театр превращается для него в какое-то унылое,
неинтересное место, и, повзрослев, он уже не пойдёт смотреть взрослые
спектакли. Ответственность театра перед маленьким зрителем очень высока, тем
более что сейчас повсеместно по стране театральный зритель «стареет». Кроме
того, наши дети, хотя и приучены с детства к чтению, сегодня больше увлечены
компьютерными играми – отгонишь от компьютера, возьмут планшет, отберёшь планшет
– уткнуться в телефон. Мы живём в цифровом мире – современные дети будут
общаться с друзьями в интернете вместо того, чтобы встретиться реально. Что
можно всему этому противопоставить? Театр.
Мы увидели два совершенно разных урока. «Грибоедов.
Горе от ума» – история интеллектуальная, этакие «заметки на полях»
произведения, попытка «пощупать» текст, понять, как он звучит сегодня,
насколько он сегодня актуален. В этом смысле всё интересно, умно, есть много
классных находок. В свою очередь, «Муму» – очень простая, трогательная,
пронзительная история, и она «берёт» зрителя своей эмоциональностью.
Елена Абумова,
советник Отдела современного искусства Министерства культуры Хакасии:
— Замечательно играли актёры и в «Муму», и в
«Грибоедове». Для меня стала настоящим чудом трактовка образа Чацкого. Я
увидела себя и в Чацком, и в Фамусове. Клише восприятия героев «Чацкий хороший,
а фамусовское общество – зло», вбитое со школы, и закреплённое в вузе, было
разрушено, вернее, мягко скорректировано в течение 50-ти минут.
В отличие от комедии «Горе от ума», любой человек
знает «Муму», и это совершенно чудная история, но мне кажется, представленные
уроки настолько разные, что их невозможно сравнивать.
Татьяна
Кравченко, кандидат филологических наук, преподаватель ХГУ имени Н. Ф. Катанова:
– Самая читающая страна в мире перестала читать, и
ко всему этому перестала ходить в театр. Я думаю, в театре она всё-таки
решается, поскольку визуальное искусство имеет свои преимущества. Дети
оканчивают школу, не читая классических произведений, а если читают, то не
улавливают художественные образы, поскольку у многих отсутствует воображение,
способность представить литературный персонаж. Идея театра замечательна тем,
что с помощью театральных уроков появляется возможность эти персонажи увидеть. Мы
водили в театр и детей, и студентов, видели, как, смотря спектакль, они начинают
понимать то, чего не понимали при чтении. Я помню по своему ребёнку: каждый
раз, когда он приходил с театральных уроков, он говорил: «Как мне
понравилось!».
Что касается урока по Грибоедову, режиссёру нужно
было и реализовать свой собственный замысел, интерпретировать классическое
произведение, и вместить достаточно объёмную пьесу в рамки жанра театрального
урока. Идея перевоплощения одного артиста в Молчалина и Чацкого потрясающа, это даёт школьникам возможность понять, что
они одного возраста, одной эпохи, но при этом абсолютно разные люди.
Когда был заявлен Тургенев, у меня было полное непонимание.
Произведение хоть и небольшое, но казалось невозможным поставить его так, как
оно было поставлено. Изумительная находка – одна актриса играет и Татьяну, и
перевоплощается в Муму, вместе они олицетворяют любовь Герасима. Удачное
музыкальное сопровождение, удачно подобраны костюмы, великолепная игра актёров.
Галина
Хрестолюбова, преподаватель ХГУ имени Н. Ф. Катанова:
— Учитывая свой педагогический опыт, и работая
сейчас со студентами-педагогами, я всегда задумываюсь: какие вопросы они мне
зададут, если увидят эти спектакли. Многое в театре им не понятно, к сожалению,
они не считывают, не умеют считывать образы. Когда на занятиях мы разбираем
просмотренные спектакли, мне приходиться им многое подсказывать, трактовать,
объяснять. В конце концов, они восклицают: «А! Теперь понятно! Тогда мы ещё раз
сходим». Открыв для себя этот проект, я думаю о том, как же привести сюда студентов.
Ведь студент – это вчерашний школьник, и завтрашний родитель школьника, поэтому
если он ничего не поймёт, то через двадцать лет в театре зрителя не будет.
Большое спасибо театру, который пришёл к этой идее, и воплотил её.
Евгений Ланцов,
главный режиссёр:
– При постановке
задач проекта и себе, и режиссёрам-постановщикам я говорю, прежде всего, о том,
что главной идеей и смыслом театральных уроков является просвещение. «Грибоедов. Горе от ума» – урок-размышление,
а «Муму» – урок-игра. Несмотря на единство жанра, каждое конкретное
произведение раскрывается с помощью разных художественных приёмов. Это касается
и остальных театральных уроков.
Просвещение зрителя – как взрослых, так и детей –
через заразительность и увлекательность театрального повествования – вот над
чем сегодня работает театр.