Любящее сердце: трагедия Софокла — Русский театр имени М.Ю. Лермонтова

Любящее сердце: трагедия Софокла

В сентябре текущего года Министерством культуры РФ были определены победители Всероссийского конкурса по поддержке молодой режиссуры. Одним из победителей конкурса стал Русский драматический театр имени М.Ю. Лермонтова с заявкой на постановку трагедии Софокла «Антигона». Ярослав Рахманин для этого прибыл в столицу Хакасии, познакомился с самим краем, труппой театра, и работа началась. Молодой режиссер уже успел зарекомендовать себя: его режиссерскую работу «Калека с острова Инишмаан» по одноименной пьесе М. Макдонаха, поставленную в Кемеровском драматическом театре, высоко оценили зрители и театральные критики. Спектакль был включен в афишу фестиваля молодой режиссуры Союза театральных деятелей РФ «Артмиграция-2017». Также Ярослав является постоянным участником театральных лабораторий Александринского театра, БДТ им. Г. Товстоногова, «Этюд-театра».

Софокл, трагедия, громкий слог, атмосфера древнего театра… Прочитав трагедию, я никак не могла представить, как можно нечто столь масштабное и мощное поставить на современной сцене? В моем воображении сразу представали шикарные декорации на огромной сцене, яркие костюмы, музыка и хор, голоса которого эхом разносятся повсюду, слово волны! Но оказалось, что даже такая мощь и сила прекрасно помещаются в маленькое пространство, как в ящик Пандоры. Стоит лишь одним глазком заглянуть внутрь, и весь этот гигантский вал эмоций, жара и гулких ударов набросится на тебя! Благодаря креативному подходу режиссера, блестящей игре актеров все действие преобразилось, заиграло самыми смелыми и невероятными сочетаниями красок, ароматов, звуков на фоне полумрака и черных стен, но они оставили после себя непривычное, новое послевкусие.
История сильного, непоколебимого духа, который может со стороны показаться безрассудным, едва ли не безумным… Ярослав преподнес эту знаменитую трагедию так, словно она всегда была частью современного мира, поэтому слушать и смотреть на героев было истинным наслаждением! Антигона (в исполнении Валентины Прокопенко) – воплощение безграничной любви и преданности семье, своему роду. Она не делит людей на плохих и хороших, она одинаково любит всех членов своей семьи и готова отстаивать свою позицию. Даже если придется бросить вызов всему миру, и даже богам! Хотя смелая девушка верит, что боги как раз на ее стороне.
Антигона потеряла всех, у кого можно было просить защиты: сначала отца, потом обоих братьев и теперь вынуждена мириться с волей нового правителя – ее дяди Креона (в исполнении Александра Израэльсона). Между ними возникает не просто конфликт, а настоящая война. Антигона ослушалась приказа и устроила погребение для своего брата Полиника, который предал свою семью и погиб на войне. Креон не может простить такое. Ему важна только его власть, а не традиции рода, он не верит, что боги повелевают всем. Есть только его слово и сила! Окровавленная ладонь правителя, что крепко сжимает терновый венец власти – демонстрация этой силы. Но нет в этом жесте пафоса, лишь суровость и тяжесть бремени правления. Актер вдохнул в персонажа частичку самого себя, превратив Креона в угрюмого, властного человека, который никогда не упустит возможности показать свою непоколебимость, высокомерие и жестокость. Он сразу же впадает в ярость, если появляется хоть малая угроза его правлению и слову. Все в городе об этом знают, и никто не смеет идти против. Никто, кроме Антигоны… Отважной девушке приходится самой проявить мужество и решимость, она любит своих братьев, ей не важна причина их смерти. Ее отчаянный порыв может быть последствием скорби, но это не так. Она чувствует не только боль от утраты, но и страх за свою жизнь. Несмотря на приказ Креона, Антигона все-таки отдает брату-предателю последние почести. Но какой бы сильной и решительной ни была дочь царя Эдипа, какой бы огонь ни горел в глазах актрисы во время пронизывающих до мурашек монологов, она всего лишь человек. Отчаявшийся, убитый горем… Она прячет свое горе за маской. Ее поступок – это вызов не столько Креону, сколько ее собственному горю, страху перед смертью. Антигона молода, красива, любима своей семьей, и мысль о том, что жизнь закончится в расцвете лет, конечно, ужасает ее. В самом начале Антигона просит помощи у сестры Исмены (в исполнении новой артистки театра Кристины Злотниковой, это ее дебютная роль), но та не так решительна, чтобы пойти против воли правителя. Однако девушка не лишена чувства долга, она так же сильно любит свою семью, даже готова разделить участь сестры вместе с ней.
Также в спектакле были заняты и другие полюбившиеся абаканскому зрителю артисты: Станислав Клапин, Иван Слесаренко, заслуженный артист РХ Сергей Нурушев, Фарит Загидулин, Елена Израэльсон, Галина Лопутько… Всего 11 актеров. Все они, независимо от роли, были частью одного большого хора. Хора, который говорит устами Софокла, рассказывает о героях и проклинает их, служит внутренним голосом…
Сколько творческих находок, символов и заимствований! Современные декорации, атрибутика, костюмы, музыка… Даже пролог и тот получился необычный! Простая улица, холод, женщина (Галина Архипенкова) греет руки у огня и рассказывает о своем «везучем» соседе, который слишком сильно верил в свое везение. Но все же однажды рок его настиг. «Трагедия… Как у Софокла…» Но, несмотря на все современные атрибуты, «Антигона» Ярослава Рахманина пропитана насквозь древним афинским духом!
Как плотно переплетаются настоящее и прошлое. Из пролога уже можно предугадать, что в итоге рок настигнет того, кто слишком долго укрывался от него. И вовсе не обязательно, что это будет смерть. Ведь Рок – он многолик.Обратили на себя мое внимание некоторые художественные детали. Было весьма забавно наблюдать за двумя стражниками, которые входят к правителю… в противогазах. Неужели пыл Креона настолько страшен, что может воспламениться? В любом случае стража очень предусмотрительная. Еще мое внимание привлек немой персонаж в маске скелета. Он появился всего пару раз, как дух… Кто это? Возможно, как раз некое воплощение Рока, смерти… Поскольку жанр произведения трагедия, неудивительно, что он бродит среди живых. Такое «живое» воплощение смерти я уже встречала в современной французской рок-опере «Ромео и Джульетта». Смерть, видимая только зрителям, на протяжении всего повествования плывет вслед за героями, танцует и охотно принимает их в свои объятия…
Самым волнительным, даже щекотливым, моментом стало вовсе не обвинение Антигоны, а разговор Креона и его сына Гемона (Станислав Клапин). Обычно разговоры двух мужчин проходят за вином, развлечениями… А тут сын приходит к отцу с горячим полотенцем, пеной и бритвой. Гемон медленно и осторожно водит острым лезвием по лицу родителя и пытается убедить его не наказывать Антигону. Юноша влюблен, но перед суровым отцом не желает признавать своей слабости, прикрываясь маской: «Коль дева — ты: я о тебе забочусь». Гемон, как и Антигона, проявляет решимость, пусть и не так пылко. Но Креону не нравятся слова сына. Когда он садит сына на свое место и сам начинает его брить, лезвие замирает на мгновение как раз под самым горлом… Думаю, в этот момент правитель Фив боролся со своим самым главным страхом и безумием – потерять авторитет, уважение народа, построенное на страхе перед ним. Как же сильно порой бывает желание вот так, одним движением покончить с неугодными, ненавистными, с теми, кто ставит под угрозу положение и власть…
Анастасия СПАЛЕВИЧ

Упомянутые спектакли
Упомянутые личности
Источник: abakan-news.ru