Александр Израэльсон: «Артист — это самостоятельная творческая единица» — Русский театр имени М.Ю. Лермонтова

Александр Израэльсон: «Артист — это самостоятельная творческая единица»

  Уже четвертый сезон в Русском драматическом театре им. М. Ю. Лермонтова служит самобытный, ни на кого не похожий артист – Александр ИЗРАЭЛЬСОН. В короткий срок он наработал крепкий репертуар и, без сомнения, стал любимцем абаканской публики.
В четыре года Саша самостоятельно выучился читать, в пять лет – впервые вышел на сцену Пировского народного театра, художественным руководителем которого был его отец – Григорий Исаакович. Александр вырос в театре, как и его старший брат Валерий, знакомый абаканцам по своим работам в драматическом театре в конце 1980. Тогда Александр после школы гостил у брата, водился с племянником и смотрел подряд все спектакли и репетиции. До сих пор помнит выдающиеся работы лермонтовского театра тех лет – спектакли «Мир или война», «Любовь – книга золотая», с большим почтением относится к артистам-аксакалам.В начале 90-х Александр возглавляет Пировский театр, в течение четырех лет борется за возвращение ему почётного звания народного театра, после чего молодой артист уходит из родного гнезда в театры края – Лесосибирский, потом Канский и наконец, Минусинский. В 2007 году на Красноярском краевом фестивале «Театральная столица» артист получает «Хрустальную маску», приз за лучшую мужскую роль – Хомы Брута – в спектакле «Панночка».
– Есть артисты – исполнители, есть – соавторы режиссера, а есть – самостоятельные творческие единицы, – рассуждает Александр. – По духу мне близок старый «Современник», его традиции. Там каждый артист был единицей.
Израэльсон верен этой градации: сам пишет сценарии, пьесы, инсценировки, ставит спектакли. Прекрасный конферансье и артист пантомимы. На всё имеет свою точку зрения. Непримирим к низкому качеству спектаклей – всегда предъявляет к себе и коллегам самые высокие профессиональные требования.Впервые мне удалось увидеть Александра в роли Гарри Бендинера в спектакле Минусинского театра «В тени виноградника» по пьесе Валерия Мухарьямова, созданной по рассказам знаменитого еврейского писателя лауреата Нобелевской премии Исаака Зингера. Вместе с исполнителями главных ролей – А. Израэльсоном и Г. Архипенковой – спектакль Евгения Ланцова обрел новый дом в Абакане. Сейчас он идет на Малой сцене Русского театра, и достаточно успешно – зрительские отзывы самые теплые.
…Погибающий и физически, и духовно старик Гарри после мимолетной встречи с Этель становится другим человеком, обретает силы жить, причем жить за двоих – и за себя, и за нее. История эта благородная, смешная и грустная, и всегда щемит сердце… Всем своим обликом Гарри – Израэльсон словно бы говорит: «Я был, я есть! Я такой! И пусть всем будет пусто, но я останусь таким до конца!» И ты уже любишь этого делового и капризного героя и хочешь ему счастья, жизни, будущего… А когда он вдруг сминается вдвое от стариковской боли, ты, зритель, сразу трезвеешь: «Ведь он может умереть, исчезнуть?» Но где-то в душе роится другая мысль – сама жизнь без этих героев неправильна, неверна. И спектакль дает подтверждение этой мысли – герой становится сильнее, крепнет духом.
С самых первых нот артист влюбляет в себя невероятной органичностью, полным слиянием с героем, своей способностью к сиюминутному, но гармоничному преображению. Александр похож на музыканта: только те настраивают искусственный инструмент, а он настраивает живой. Приходит задолго до спектакля, готовится, приводит в порядок мысли и чувства… Каждый спектакль для него – и время триумфа, и самое жесточайшее эмоциональное испытание, ведь он не умеет беречь себя, выкладывается весь.
Любопытны работы артиста в лабораторных проектах. На восьмом «Чир Чайаане», в 2014 году, Александр сыграл Полония в эскизе спектакля «Наш Гамлет» в постановке Евгения Ланцова. Хваткий, юркий Полоний погибает как герой пьесы, но не как герой спектакля. Напротив, в сцене своего убийства он проявляет бестактное бессмертие – всем своим существом он будто кричит: «Я жив! Я вечен! Я ещё не ушел». Годом ранее артист принял участие в творческой лаборатории театра «Сказки народов мира», где сыграл роль знаменитого финского привидения – дядюшки Ау из сказки Ханну Мякеля «Жуткий господин Ау». У режиссера спектакля – Йоэла Лехтонена из Финляндии – получилась настоящая экологическая сказка с ярким северным колоритом, а у Александра Израэльсона – доброе привидение с чувством юмора, в которое сразу же влюбились все маленькие зрители. Вообще артисту нравится работать для детей – задача эта невероятно сложна, но приятна и почетна. К тому же ребенок – самый правдивый зритель: он не будет терпеть фальшь из чувства такта, зато не оставит вниманием честную игру. Позднее в нашем театре Александр сыграет роль капризного царя Дормидонта в сказке Маршака «Горя бояться – счастья не видать» в постановке засл. арт. РФ Олега Рябенко.
Многим полюбился спектакль «Детектор лжи» по пьесе Василия Сигарева. Житейскую историю с удивительно точными народными образами, воплощенными Галиной Архипенковой, Денисом Энгелем и Александром Израэльсоном, уже посмотрели более четырех тысяч человек, в том числе жители Красноярска и Улан-Удэ. Здесь Александр предстает в образе скромного научного сотрудника, решившего подработать гипнозом. Однако после встречи с семьей Бызовых эта идея изживает сама себя… Но Лебедев – Израэльсон находит силы всё исправить, став для семьи не яблоком раздора, но ангелом примирения. Образ этот создан аккуратно, ювелирно – ведь в спектакле на троих так важно ловить настроение и мельчайшие смысловые нюансы, соблюсти баланс, не закрыть друг друга – одним словом, играть с партнерами в пинг-понг.
Александр – мастер комедии. Вернее, комедийного начала. В каждой из своих ролей он находит то, над чем можно посмеяться, другое дело – какого качества и характера этот смех. Он может быть и добрым, и сатирическим, и истерически-трагичным. Например, в драме Владимира Гордеева «Старый дом» по пьесе Алексея Казанцева Израэльсон предстает в роли одного из ключевых персонажей – Петра Рязаева. Здесь смех Рязаева – обличительный, но в то же время он полон самоиронии. Израэльсон выглядит назойливым глупцом, но он вовсе не глуп, о чем дает понять зрителю «между строк», приглашая поразмыслить над тем, что в этой истории действительно и смешно, и горько. В спектакле Евгения Ланцова «С любимыми не расставайтесь» Валера – Израэльсон – философ-искуситель, проповедник правды. Пусть эта правда будет некрасива и неприятна, но пусть она звучит! Звучит в словах, в поступках, в танце. Пусть она не прячется за лживыми улыбками, пусть выйдет наружу! В яркой красной рубахе, в приподнятом настроении, юрко снующий между танцующих пар, заводила Валера показывает всем, что жить нужно в ладу с собственной натурой и совестью.
В последнем сезоне Александр Израэльсон создал несколько сочных, разноплановых образов: экспедитора Угарова в трагикомедии В. Гордеева «Провинциальные анекдоты» по А. Вампилову, модного кинопродюсера Роберта в комедии Е. Ланцова «Тетки. Семейка Краузе» по А. Коровкину, учителя географии Василия в его же драме по пьесе Я. Пулинович «Земля Эльзы». Роль Василия была признана лучшей мужской ролью на фестивале республиканских театров «Белая Юрта». Нельзя не отметить также, что артист прекрасно работает дуэтом: в паре с заслуженным артистом Хакасии Андреем Патрикеевым в спектакле «В тени виноградника», с Денисом Энгелем в «Тетках». Эти дуэты строятся на разных принципах, с разной постановкой задач, но они невероятно симпатичны своей теплой, доброй энергетикой.
«Бедный Роберт!» – вздыхают тетушки Краузе, жалея непутевого племянника. И правда, у Роберта всё идет кувырком… Но вздыхают они не о его проблемах, а о его характере. Талантливый, но слишком простой, предприимчивый, но слишком честный, Роберт Краузе в исполнении Израэльсона – ад для самого себя. Ему кажется, что он – модный-огородный, почти заграничный, а на самом деле – добрый и нежный малый. Оттого и поступки его, и идеи – озорные, мальчишеские. Роберт носится как белка в колесе, тогда как его младший брат Эрик (Денис Энгель) достаточно взрослый, чтобы принять самого себя и свои жизненные принципы, ни на кого не оглядываясь. Воодушевившись примером брата, Роберт преображается, успокаивается, смиряется, и тут же – в одно мгновение – удача разворачивается к нему лицом.Каждая роль Александра – это путь от сердца артиста к сердцу героя. Путь этот невидим зрителю. Между тем иногда он невероятно долог, извилист, полон капканов и болот. Но каждый раз Александр проходит его до конца, не сворачивая и не делая передышек. За это хочется снять шляпу. Искренне. От души.

Ада КОЛМАКОВА

Упомянутые спектакли
Упомянутые личности