Снежная королева с сердцем доброй крёстной… — Русский театр имени М.Ю. Лермонтова

Снежная королева с сердцем доброй крёстной…

Она совсем не похожа на женщин, которых
играет… Но её героини  всегда узнаваемы,
близки, родны нашему зрителю. Заслуженная артистка Хакасии Людмила Лосякова в
Русском драматическом театре имени М. Ю. Лермонтова уже 38 лет, и за это время
создала десятки образов – лирических, комических, драматических…

В
театре что ни год – то две-три новые жизни, а если стройно лягут карты, и того
больше… Каждая роль для артиста –вывернутая наизнанку личность, костёр,
пожирающий душу… Кто-то не выдерживает этого пламени, и оно губит человека, для
кого-то это пламя очистительное, и оно каждый раз высвобождает в душе артиста
место для новых ролей… Но что держит это пламя, что помогает артисту каждый
раз  выходить на сцену, как на
самосожжение? Жажда признания?  Нравственный
долг? Всех нас, таких разных, порой даже невыносимых друг другу, когда мы
заходим в театр, называют простым словом «зритель», причём, во множественном
числе: «Есть зритель, нет зрителя? Какой сегодня «зритель»? Он-то, этот
пресловутый зритель, в конечном итоге и судит творчество артиста…
«Я
слушаю только режиссёра и зрителя, –
говорит артистка. – Если зритель смотрит, значит, спектакль состоялся».
Очень тепло она отзывается об одной из своих первых ролей в Русском театре –
Александры в «Фантазиях Фарятьева». Из спектаклей последних лет можно назвать
её роли в  трагикомедии «Мораль Пани
Дульской» (пани Тадрахова),  комедии
«Сирена и Виктория» (Сирена)…Особый интерес вызывают образы, где Людмиле
Александровне необходимо выразить исконный, национальный русский характер.

В драме «Русский и литература» она сыграла Ксению
Николаевну – главу заксобрания и бизнес-леди небольшого провинциального
городка. Волевая, властная женщина, она разжигает войну со школьным
учителем-славистом. Ксения Николаевна
может подмять под себя любого, и в этом её лидерская сила, но только на
своём, особом поле. По сути, Ксения и учитель – две равновеликие величины, на
которых держится «русский мир». В исполнении Людмилы Александровны  Ксения – очень чуткая ко всем волнениям, немного
безумная, но в то же время по-настоящему «родная» зрителю убеждённостью в своей
правоте, решительностью и неуёмным народным оптимизмом.
В
спектакле «Дело святое» она сыграла простую деревенскую женщину. Когда-то эта
была наивная, жизнерадостная девушка Василиса, только что вышедшая замуж за
любимого… Теперь эта «Васёна», как её кличет Григорий, превратилась в безликую,
сутулую женщину с печальными глазами… Она сосредоточена на муже,  на его желаниях, рядом с ней он чувствует
себя победителем, но эгоизм Григория настолько высок, что не позволяет ему
разглядеть её лучшие качества… Лишь в конце трудного жизненного пути он
осознаёт, с кем прожил жизнь – с самой верной, любящей, преданной женщиной, не
дающей ему почувствовать свою несостоятельность.Этот
спектакль Людмила Александровна вспоминает с болью в сердце – для неё, как и
для режиссёра Владимира Гордеева – это спектакль о поколении их родителей, о
тех сильных людях, поднявших нашу страну после войны…

Окончив
Новосибирское театральное училище, Людмила Лосякова два сезона служила в
Новосибирском областном драматическом театре (ныне – театр «Старый дом»). Потом
приехала домой, в Абакан – соскучилась по маме. Её дом по улице Вяткина выходил
окнами на новое, только что отстроенное здание по улице Щетинкина, 12. Этому
театру и суждено было стать ей родным. Был у артистки шанс попасть в
Красноярскую драму, но на это предложение ей пришлось ответить отказом –
Людмила Александровна ждала первенца.
В
мелодраме «Мама, я и мёртвая ворона» артистка сыграла набожную, и в вере своей
жесткую и принципиальную женщину – Наталью Степановну.  Бросив на попечение родителей маленького
сына, Наталья приезжает к нему, когда её внучке уже восемнадцать… Она застаёт
семью сына на грани катастрофы. Силой её воли и молитвы к ним приходит мир и
достаток, но у зрителей возникает неслучайный вопрос: от Бога ли это? В этом
спектакле ни автор, ни режиссёр не дают точного ответа, и в воле артиста –
высказаться за или против.Судя
по всему, в этом спектакле Наталья Степановна – единственный персонаж, который
знает наверняка, что между дьяволом и Богом идёт борьба за каждую человеческую
душу, и в результате этой борьбы она проигрывает… Быть может, её смерть – это
своеобразный «договор» о спасении сына и внучки, а быть может – острое чувство
вины, возникшее от отчаянного заблуждения, от краха веры… В неоднозначности
судьбы таится и всё зловещее обаяние этой героини.

В
спектакле Владимира Гордеева «Squat» Людмила
Александровна сыграла Маривонн Дюпре – вдову полковника французской армии,
проведшую всю жизнь в военных походах. Её героиня – грубая и высокомерная
аристократка, живущая строго «по уставу». В каждом движении артистки
чувствуется заданная брезгливость – почти природная, которую чуешь, сидя далеко
в зрительном зале. Она действительно на дух не переносит «незаконные» вливания
в привычный ей французский мир, в том числе и мигрантов… Побороть неверие и
подозрительность ей помогают два молодых человека, вселившихся без спросу в их
квартиру. Самиру и Кристине было негде жить, поэтому сын консьержки Манюэль
поселил их в маленькой комнате для прислуги, приказал не шуметь, пока хозяйки
не вернуться с отдыха, но, как это обычно бывает, они прибыли в Париж раньше
запланированного. Маривонн хочет прогнать непрошенных гостей, но сестра Жанн убеждает
её дать ребятам шанс устроиться в жизни.Несмотря
на упрёки и колкости, которыми героиня Людмилы Александровны осыпает молодёжь,
назвать националисткой Маривонн Дюпре было бы неверным – она отстаивает перед
сестрой право вести себя дома, как ей хочется. На самом деле, в стенах своей
квартиры эта несчастливая женщина прячется – от людей, от любви, и связанных с
ней разочарований. Эта современная «снежная королева» очень близка зрителю,
каждый узнает в ней своих знакомых и родных.
Но, к счастью, к финалу спектакля из снежной королевы Маривонн
превращается в добрую и щедрую Крёстную Фею.

Упомянутые спектакли
Упомянутые личности