Сания Касимова: мама Марина… снова и навсегда — Русский театр имени М.Ю. Лермонтова

Сания Касимова: мама Марина… снова и навсегда

Голос, в который можно влюбиться с первых
нот… Бархатный, звонкий, ясный и чистый, как само утро – голос Сании Касимовой,
звучащий со сцены Русского драматического театра имени М. Ю. Лермонтова, не
спутаешь ни с чьим иным. Иногда даже кажется, что само преображение,
перевоплощение артистки в героиню пьесы начинается именно с точной, правильной
интонации, перерастающей затем в пластику, мимику и рождающей цельный,
органичный образ…

Сания Касимова служит культуре Хакасии
уже более тридцати лет. Начинала свою творческую карьеру артисткой театра
«Сказка», в Русском драматическом театре – с 1987 года. В 2006 году ей было
присвоено звание «Заслуженная артистка Республики Хакасия».

Нельзя не сказать о великолепной работе
артистки в сказочном репертуаре. В татарской
народной сказке «Волшебное кольцо» она предстала в образе чудо птицы
Семруг и злой Колдуньи на службе у падишаха. Птица Семруг – лёгкая и грациозная,
великодушная и мудрая, а злая Колдунья – этакий вариант татарской Бабы Яги –
скрытная, хитрая, не произносит ни слова – но зато какая выразительная,
колоритная пластика и мимика – принадлежность к тёмным силам видна издалека. Кстати,
именно в образе Колдуньи она очень нравится маленьким зрителям.

В премьерном спектакле по пьесе Самуила
Маршака «Горя бояться – счастья не видать» Сания Габдулловна сыграла роль Горя
– серенькой старушки. Жила она себе, жила в семье дровосека Андрона Кузьмича,
ещё с дедовских времён, пока самой не надоело… Тут-то и объявилась проказная. И
научила, как от себя избавиться – ни отдать, ни продать, а только «в придачу»
дать.

В названии сказки заключена подлинная
народная мудрость. Ведь горе приходит к тем, кто не верит в лучшее, кто ленив и
не предприимчив, надеется «на авось». Горе помянешь, а оно тут как тут. Любит
Горе хандру и слабость, этим и живёт. Сания Касимова создала классический образ
– сладкоголосое Горе в художественных лохмотьях волшебным образом появляется
из-за спины каждого нового хозяина, и вроде бы оно – Горе – и доброе с виду, да
только не знают люди, какие испытания несёт оно, какое тёпленькое зло таится в
ласковых речах старушки.

В театральном уроке «Алёнушкины сказки»
по Мамину-Сибиряку, Сания Касимова воплотила сразу несколько образов: вот она убежавшее
с плиты Молочко, вот коварная Лиса, выслеживающая Серую Шейку, вот она говорит
сразу за все цветы мира – и за царственную Розу, и за Орхидею, и за
многих-многих других…  В каждой своей ипостаси
артистка остаётся женственной, но по-разному – она может быть и матерью, и
мачехой, и гордой красавицей.

В мелодраме «Мама, я и мёртвая ворона»
Сания Габдулловна сыграла маму Марину, хотя в первой части спектакля этой
героине больше подойдёт имя «риэлтор Марина». Всё внимание и ласка, на которые
способна эта женщина, уходят на чужих людей, с которыми она связывается по
работе, домашним же достаются только высокие требования, плохое настроение и
ежевечерняя порция свежего крика.
Артистка создала образ типический, образ, в котором себя узнали десятки
мам в зрительном зале, мам, вынужденных зарабатывать на жизнь в две смены, а
оттого – уставших и злых.

В финале спектакля риэлтор Марина
превращается в настоящую маму Марину. После горя, случившегося с её дочерью
Кристиной, она разводится с мужем, меняет работу, наводит порядок в голове и
душе и вот она – снова мама, та мама, по которой Кристина скучала все эти годы,
с самого раннего детства, когда рядом с ней она совсем не чувствовала страха…

Сания Касимова создала десятки
драматических и комических образов. Комедийный талант артистки ярко проявляется
в спектакле «Звёздный час», где она играет оперную певицу Джулию, соблазняющую
заезжую знаменитость – итальянского тенора Тито Мерелли. На голове – шикарное
перо, в голове – хитрый план, а уж один из последних выходов артистки вызывает
в зале гомерический смех. Это ни что иное, как «награда за смелость» чудить на
сцене, не боятся выглядеть нелепо и глупо… Впрочем, на такие жертвы и приходится
идти всем тем, кто выбирает одну из самых интересных, и самых сложных
профессий.