О наших душах «провинциальных»

В редакцию «Хакасии» позвонили завзятые театралы, которым посчастливилось посмотреть премьеру спектакля Русского драматического театра имени М.Ю. Лермонтова «Провинциальные анекдоты». Хотя наша газета уже освещала это событие, зрителям хочется узнать о спектакле подробнее. И сегодня мы предоставляем слово театроведу.
«Опомнитесь, люди!» — таков негласный девиз нового спектакля Русского драматического театра. Пьесы Вампилова — умные и ироничные уроки нам, зрителям, преподнёс режиссёр Владимир Гордеев. С ним над постановкой трудились главный художник театра Олег Абрамов и художник по костюмам Влада Чаптыкова. 
Первая история — «Случай с метранпажем» — повествует о маленьком человеке с высокими амбициями и приличной степенью невежества, которое его и «сгубило». Товарищ Калошин (артист Игорь Герман) — администратор гостиницы «Тайга», всю жизнь провёл в страхе перед начальством, да так, что, когда сам начальником стал, боялся, «как бы и себя под суд не отдать». Случись как-то Калошину вытолкать из номера некоего Потапова (артисты Александр Хитров, Иван Слесаренко), вытолкал, а сам задумался: по профессии гость метранпаж, а кто такой метранпаж, никто не знает. Вдруг высокого чину? Мало ли? Делать Калошину нечего — притворился, по известной традиции, человеком с помутившимся рассудком… В этой роли артист Игорь Герман не просто органичен и точен: каждое движение, каждая новая реплика становятся открытием для зрителя, вызывают восторг, удивление и дикий смех в зале. Буквально за час «букашка» Калошин становится настоящим, сильным, тысячекратно растёт над самим собой и своими пороками.
Перемены, происходящие с ним, отражаются и на его жене Марине (Елена Израэльсон). Грубоватая, гипотетически неверная дамочка видит в муже перемену, и это не может не тронуть её сердце, стремящееся к правде. В сравнении с новым Калошиным её друг Олег (артист Василий Власов) мгновенно мельчает, она видит его подлинную подловатую сущность. Хозяйка номера, деревенская девушка Виктория (Валентина Прокопенко), поначалу невзлюбившая Калошина за грубость, проникается к нему сочувствием, она видит: мужчина не притворяется, ему на самом деле плохо. Так ли это? Грань тонкая. Впрочем, Калошину крупно повезло: на помощь подоспел друг — врач «скорой» Борис Рукосуев (заслуженный артист РХ Фёдор Золотухин).
 «Двадцать минут с ангелом» — история совсем иного свойства. Её герои — приличные люди: друзья-весельчаки, хозяйственная горничная, скрипач-недотрога, счастливые молодожёны. Все они погружены в свои заботы, заражены вполне привычным равнодушием друг к другу, да так, что и не замечают этой своей «болезни века». Анчугин и Угаров, в великолепном исполнении артистов Фарита Загидулина и Александра Израэльсона, мучимые утренним похмельем, обращаются к людям добрым за помощью — прямо из окна гостиничного номера. Один добрый человек находится в мгновение ока: это агроном Хомутов (роль исполняет режиссёр спектакля Владимир Гордеев). Он вручает им по тем временам большую сумму — сто рублей и… уходит.
 Друзья, а с ними и вся гостиница в недоумении: ну разве может человек от чистого сердца дать деньги другому? Увы, в это верит только молоденькая Фаина (артистка Галина Лопутько). Допытываясь до его истинного мотива, герои истории превращаются в дикую толпу, и только внезапное признание Хомутова возвращает их в человеческое состояние. Высокомерный скрипач Базильский (заслуженный артист РХ Сергей Нурушев) внезапно становится вежливым и культурным — по-настоящему, а не в силу профессии. Ворчливая Анна Васильевна (заслуженная артистка РХ Людмила Лосякова) превращается в сердобольную, участливую бабушку. Весёлые друзья вдруг чувствуют в груди нарождающийся комок отрезвляющей совести, и только инженер Ступак (Станислав Клапин) остаётся при своём мнении, что мгновенно делает его чужим в этой компании.
Обе истории светлые, оптимистичные. Казалось бы, речь идёт о простых истинах: почитай отца и мать, возлюби ближнего своего, как самого себя, не суди, и не судим будешь, но почему-то нам всё труднее приходят на память эти слова, когда мы сталкиваемся с реальной житейской практикой. И порой гротескный смех — единственное средство, способное встряхнуть наши души, — провинциальные, одичалые в своей сущности, вернуть нам, людям, истинный человеческий облик.
 Ада КОЛМАКОВА, Абакан
Оригинал публикации
Упомянутые спектакли