Надежда Филимонова: «Актёрская профессия — невероятная» — Русский театр имени М.Ю. Лермонтова

Надежда Филимонова: «Актёрская профессия — невероятная»

  Строгость, шарм, утонченность… В одежде, в жестах, в словах, но главное – в душе. Долгие годы они поражают публику. Ведь таких артисток немного – ну, чтобы прям глянул и… артистка! Будто из старого кино, даже дальше, из самого Серебряного века нагрянувшая, поэтическая – с макушки до ног – Надежда ФИЛИМОНОВА. Народная артистка Хакасии. Заслуженная артистка России. Артистка Русского драматического театра им. М.Ю. Лермонтова.
У абитуриентки Нади был кумир – Татьяна Доронина. И так случилось, что на вступительные испытания Надя пришла в пальто как у Дорониной, с модной в те годы доронинской прической и приготовив один из ее монологов. А дальше все было – по воспоминаниям Надежды Ивановны – достаточно забавно.
«Комиссия спрашивает: «Кто ваша любимая артистка?»
Молчу.
– Уберите челку.
Убрала.
– Ну что ж, хорошее лицо для грима. Смените прическу, репертуар, и приходите через год.
На будущий год я была умнее…»
Учебу в Ленинградском музыкальном училище при Государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова Надежда Филимонова вспоминает с радостью. Это было время всеобщего поклонения искусству – люди собирались, чтобы читать стихи, подражали поэтам, артистам… Училась Надежда Ивановна у театрального режиссера и педагога Доната Исааковича Мечика.
– Донат Исаакович всегда находился в состоянии влюбленности. Влюблялся в молодых студенток, а они влюблялись в него. Его чувства проявлялись в жестах, словах, взгляде. Мы тогда удивлялись, как человек может в таком возрасте сохранить свежесть чувств, молодость души. Я им восхищалась, – рассказывает Надежда Ивановна. – Мы часто приходили группой к нему домой. И вот однажды сидим у него, открывается дверь и заходит высокий молодой человек… Он разом глянул на нас, оценил и как-то сразу все понял. Это был его сын от первого брака – Довлатов Сережа. Помню, уже работая в театре, я прочла его первую книгу «Чемодан» и… словно погрузилась в Петербург 70-х, – вспоминает актриса.
В 1978 году Филимонова поступает на службу в Хакасский областной театр драмы, ныне – Русский драматический им. М.Ю. Лермонтова. Сейчас в архиве артистки десятки ролей в постановках самых разных жанров и направлений. Роли Надежды Филимоновой в спектаклях «Трамвай «Желание» (Бланш), «Моя дорогая Памела» (Памела), «Звезды на утреннем небе» (Анна) были признаны лучшими работами театральных сезонов, а за исполнение роли Раневской в спектакле С. Болдырева «Вишневый сад» по А. Чехову и Лауры в спектакле Ю. Нестерова «Отец» по пьесе А. Стриндберга Надежда Ивановна стала лауреатом смотра актерских работ среди профессиональных театров Хакасии. Моноспектакль артистки в постановке С. Болдырева «Человеческий голос» в 2002 году был также отмечен на фестивале республиканских театров «Волшебные кулисы».
– Когда мы с Василием Ивановичем Ивандаевым репетировали спектакль «Трамвай «Желание», я никак не могла представить Сережу Болдырева в роли Стенли, – вспоминает Надежда Ивановна. – Особенно после фильма с Марлоном Брандо. Мы много репетировали втроем: я, Сережа и Люся Богаченко – Стелла. Когда, будучи студенткой, я прочла эту пьесу, то не могла представить, как это можно сыграть, особенно сцену насилия, в которой с тебя будто заживо снимают кожу… Но у Сережи роль получилась. Худой, в майке, он так впивался в меня глазами, что сразу становилось не по себе, я сжималась от ужаса… Вообще мне видится, что актерская профессия невероятная, это – как кто-то хорошо сказал – рабство добровольное. Необыкновенные люди: нет ничего хуже актеров, и нет ничего лучше. Бывают моменты, когда артисты летают. Ощущение невыразимого счастья…
В текущем репертуаре Надежду Ивановну можно увидеть в спектаклях «Земля Эльзы», «С любимыми не расставайтесь», «Мама, я и мертвая ворона», «37 открыток». Особенно запомнился ее образ «злой тещи» в спектакле Е. Ланцова по пьесе А. Володина «С любимыми не расставайтесь», где она сыграла семейное трио с Диной Черновой и Игорем Германом. Надежда Ивановна появляется в ярком красном наряде, волоча в зал суда стул и впиваясь недобрым взглядом в дерзкого, под стать ей, зятя Давида. Она то и дело бормочет разные ругательства – то себе под нос, то в зал, то напрямки зятю… Словечки ее – цензурного свойства, однако сказаны они точно, емко, с таким чувством и азартом победителя, что их хочется послушать еще – ведь каждый спектакль артистка придумывает что-то новенькое.
В жизни Надежда Ивановна вежлива, учтива, интеллигентна, со вниманием относится к тому, что и кому она говорит, ни в каком виде не выносит неблагозвучия, открытой брани. А потому всегда найдет, чем заменить слово, которое никак не ложится на роль, кажется ей чужеродным или оскорбляющим.В спектакле «Земля Эльзы» Надежда Филимонова играет вдову Таисию – комичную, простоватую бабушку, чьи песни похожи на завывания ветра, а безапелляционные рассуждения о политике вызывают самую добрую зрительскую реакцию. С грозной предводительницей местного хора Зинаидой в исполнении Виктории Герман они составляют гармоничный дуэт, очень узнаваемый, родной, российский.
Надежда Филимонова – артистка-хамелеон. В одно мгновение – тонкая, хрупкая, лиричная, через минуту – настоящая фурия, спустя некоторое время – сердце разрывается от трагичности в ее голосе… Пока ты явно не понимаешь, что человек просто играет на твоих нервах, твоих чувствах, твоих ценностях. А не это ли лучшее подтверждение тому, что артист действительно занят своим делом, что он не обманывает тебя? Ее манера речи подобна волне – вот ее прибило к берегу, а вот она отхлынула… Интонации, эмоции – все выражается этим «законом волны». Есть в ней и милая, природная неуклюжесть, которую артистка оборачивает в свою пользу, украшая свои роли уморительными походками, обаятельным, но слегка небрежным беспамятством, есть в ней и крепкий и очень устойчивый стержень, не дающий сдаться или сломаться ни при каких обстоятельствах. Да, она хрупкая, она нежная… Но она и сильная – такой силы, что многим и не снилась.

Упомянутые спектакли
Упомянутые личности