История одного театра, который был разным, но всегда — любимым — Русский театр имени М.Ю. Лермонтова

История одного театра, который был разным, но всегда — любимым

И вот — занавес! Возможно, кому-то покажется странным такой возглас в начале материала, посвящённого юбилею Русского драматического театра имени Михаила Лермонтова, который 12 декабря отметит своё 80-летие.

Какой же тут, кажется, занавес — напротив, и на сцене, и в зале будет происходить замечательное представление — открыто, полно и ярко.
И всё же сегодня хочется говорить именно о занавесе. Он — покров тайны, скрывающий волшебный мир театра, он — своеобразный портал времени, который может перенести нас в другую эпоху, в прошлый, например, век. Он — дневник, хранящий интересные премьеры и представления, автографы знаменитых режиссёров, фотографии звёзд абаканской сцены, гастроли, аплодисменты… Как же много там всего!
Конечно, его хочется трогать и рассматривать. На самом деле за него обязательно необходимо заглянуть!

 

Неожиданное благословение Петра Чайковского

Видите, какая необыкновенная ткань? Этот бархат наполнен багрянцем революционного времени, когда менялся мир, когда Абакан как город только делал первые шаги, а в мире, в России особенно, царила оптимистическая трагедия. Если присмотреться, то можно увидеть, как в конце весны 1939 года на перрон абаканского железнодорожного вокзала выходят первые актёры театра Русской драмы — труппа драматического театра из города Воткинска.
Почему целый театр, как стая перелётных птиц, вдруг снялся с места и переехал в далёкую Сибирь, в Хакасию? Сейчас на этот вопрос вряд ли кто-то может ответить — очевидцев нет. В Воткинске история театра началась в 1931-м, но через некоторое время помещение, в котором ставили спектакли, было реквизировано для нужд революционного пролетариата, и актёры оказались на улице. Несколько лет они ставили спектакли где придётся, даже в церкви, где в своё время крестили Петра Ильича Чайковского, а потом отчаянно собрались и почти все — не только артисты, но и многие цеха — поехали в Хакасию. У нас помещение для театра было — в мае 1939 года под него отдали часть нового здания Дома культуры (сейчас — Центр культуры и народного творчества имени С.П. Кадышева). Так всё начиналось. И приказ о создании областного Русского драматического театра от 10 июня 1939 года стал первым в его истории. Директором был назначен Николай Поздняков, художественным руководителем — Михаил Борзунов, а костяк труппы составили воткинские актёры. Свой первый сезон театр открыл спектаклем «Оптимистическая трагедия» Всеволода Вишневского. А как же иначе? Такая была жизнь. Хотя не очень-то и изменилась…
Театр и тот праздник, подъём, который он дарил, моментально стали востребованными как у местной публики, так и у людей творческих, которые, как и известные абаканские «воткинцы», приходили сюда на службу. В сороковые годы здесь начали работать Сергей Рахманов (главреж), художник и актёр Анатолий Шварцман, актёр Глеб Немирович-Данченко, художник Фёдор Версальский. И именно сюда из Красноярска приехал в то время Александр Кенель, ныне легенда хакасской музыки. Впрочем, они все — легенды, необыкновенные люди необыкновенного времени. Такое основание — как самый твёрдый гранит. Ему не изменишь…


Когда мы были на войне…

А театральный занавес стал иным. Меньше золота, больше багрянца, проблески траурной черноты. Война… Многие ушли. Ведущие актёры, режиссёры, художники. Многим не суждено было вернуться. Однако театр жил, потому что: «Кто сказал, что нужно бросить пьесы на войне?» Его труппой в то время стали фронтовики, проходившие лечение в местных госпиталях, и школьники из драмкружков. 26 июля 1941 года, в годовщину смерти Михаила Лермонтова, состоялась премьера спектакля «Два брата» по его пьесе. Именно после неё театру было присвоено имя классика. Театроведы утверждают, что на сцене нашего театра позже были поставлены все пьесы Лермонтова — «Маскарад», «Испанцы», «Люди и страсти», «Странный человек». Иногда возникают споры — вроде как «Странного человека» не ставили, но это не важно, конечно. Важно другое: война, а на сцене идут представления, дают классику — и разве можно сомневаться, что победа будет за нами?
А занавес открывает целую галерею знакомых, почти родных лиц — ведь не секрет же, что актёры нашего театра были близкими людьми для всех жителей Хакасии, а не только завзятых театралов. Вот два профиля: как и раньше, смотрят друг на друга Надежда Богатова и Николай Кучев. Подумать только — 114 лет на двоих отдали они служению родному театру, более 400 ролей сыграли вместе. И какие роли, какие постановки! «Ермак», «Иоанн Грозный», «Третья патетическая», «Вожак». Грандиозные по сценографии, по населённости, знакомые столичным сценам спектакли — «Порт-Артур», «Вожак» Русский драматический театр играл в театре на Таганке.


Мы будем ждать и верить

Наш театр рос всегда. В 1978 году было построено новое здание, и, конечно, занавес тоже стал современно-джинсовым, интересным, дерзким. И так прибавилось молодых лиц! Новые актёры профессора Особика, 13 ребят. О них говорили с придыханием, на «ленинградский выпуск» ходили любоваться — такие красивые. Олег и Татьяна Рябенко, Александр Яськов — сейчас в театре служат трое из того знаменитого выпуска, они настоящие звёзды. Звёздами стали и выпускники других театральных учебных заведений Ленинграда, Свердловска, Новосибирска, Красноярска, Иркутска, которые трудятся в театре сегодня, — Надежда Филимонова, Надежда Замаратских, Фёдор Золотухин, Людмила Лосякова, Виктор Арканов, Сания Касимова.
Это время режиссёра Семёна Верхградского, спектакли которого становились событиями, их отмечали театральные критики. Режиссёрами и художественными руководителями после 1991 года были Сергей Болдырев, Олег Рябенко, Юрий Нестеров. В непростые для страны времена, когда и занавес, уж коли речь идёт о нём, могли «прихватизировать» нечистые на руку люди, многие из которых стали сегодня даже олигархами, театр жил ярко, по-новому. Было много неожиданных премьер, фееричных представлений. И театральный занавес в то время оказался настолько востребован, что никто не смог на него посягнуть. Вернее, не смогли дотянуться. Потому что театр оставался театром. Например, на международном фестивале русских театров спектакль «Бешеные деньги» (постановка Олега Рябенко) получил юбилейную медаль, спектакль «А зори здесь тихие» (постановка Юрия Нестерова) стал лауреатом на всероссийском конкурсе спектаклей, пропагандирующих идеи любви к Родине.
А дальше были Евгений Ланцов и новая драма. Под руководством Евгения Юрьевича поставлены талантливые, интересные спектакли, которые идут в театре и сегодня. За эти годы театр стал участником фестивалей современной драматургии «Драма. Новый код», «Текстура», программы «Новая пьеса» национального театрального фестиваля «Золотая маска».
Сегодня в здании Русского драматического театра имени Михаила Лермонтова идёт серьёзный ремонт, после которого (обещается, летом 2020 года) мы театр просто не узнаем, таким он станет современным, с какой-то необыкновенной сценой, лучшей музыкальной и световой аппаратурой и прочими новшествами. Даже занавес обещают сделать совсем другим, на штанкетах. Меняться театр начал уже сегодня — пришли молодые артисты, в театре появился главный режиссёр — Эдуард Шахов, разрабатываются новые формы взаимодействия со зрителем. Словом, в истории театра открывается новая страница. С большим интересом театральная публика ждёт этих изменений. Но хочет сказать: мы свой театр, что бы ни происходило, всегда узнаем. Так что не дождётесь! Любили, любим и будем продолжать любить, сколько бы лет ему не исполнилось!

1939

Елена АБУМОВА

Упомянутые спектакли
Упомянутые личности
Источник: gazeta19.ru