Беги, Зоя… — Русский театр имени М.Ю. Лермонтова

Беги, Зоя…

«Документальное рондо для бега с препятствиями» Дарьи Верясовой, реж. Елена Павлова, Русский драматический театр им. М. Ю. Лермонтова, Абакан, Хакассия

Драматический театр им. М. Ю. Лермонтова начало марта отметил премьерой спектакля «Документальное рондо для бега с препятствиями». Его основой стали документальные источники, мемуары, интервью, газетные статьи, литературные и музыкальные произведения, собранные воедино драматургом Дарьей Верясовой. Режиссер спектакля — Елена Павлова. Ключевой фигурой спектакля, его главным образом стала Зоя Космодемьянская — первая героиня Советского Союза в годы Великой Отечественной войны.
Ее имя возникло в военных сводках в самом начале войны. Возникло внезапно, разрывая мрачную хтоническую бездну, рожденную бессилием отступающей армии, оккупацией тысяч населенных пунктов, угрозой захвата Москвы. Было в этом пришествии что-то от несущего свет Данко. Партизанка, которая попала в плен, вынесла издевательства и, гордо бросив в лицо палачам «всех не перевешаете», погибла. Она стала первой из тех искр, что пробудили золотые костры, в которых сгорела через три года коричневая чума.
Сцена разбита художником Дарьей Самороковой на три зоны. Обрамленный ломаными линиями лайт-боксов подиум, символизирующий пьедестал, на который позже «взойдет» живой памятник Зое Космодемьянской. Экран, на котором посредством кодоскопа оживают и приобретают осязаемость то документы, то ноты Шостаковича, то фотографии. Наконец, зона, где располагаются актеры-декламаторы, а в двух шагах от них — здесь же, на сцене — зрители.
Звучит в тишине статья журналиста Петра Лидова, который первым рассказал о подвиге Зои. На экране та самая фотография — истерзанная девушка на белом, подернутом сепией старого фотоснимка снегу. А рядом, на пьедестале, начинает свой бег другая Зоя (Кристина Злотникова) — уже героиня Советского Союза, девушка-легенда. В голубом платье с белоснежным подкладом, в кроссовках, с волосами, стянутыми в хвост, она бежит — легко, свободно. Ее история — не человека, а легенды — только начинается. Здесь же. На этом отвратительно холодном снегу.
Она бежит… Сквозь все то, что когда-то было написано о ней. Поэма Маргариты Алигер, заметки из газет, воспоминания мамы, директора школы, где Зоя училась с братом, приказы о присвоении звания Героя, о наименовании в ее честь улиц, населенных пунктов, корабля-рудовоза. И вот бежит уже не девушка в легком платьице, а горящая в огненных лучах прожектора валькирия. Высоко поднятый подбородок, сжатые губы, шаги, впечатывающиеся в подиум поступью сверхчеловека.
И нет больше на сцене той, что была повержена, осталась только она — та, что победила.
Но ведь режиссер заявляет в названии спектакля бег с препятствиями. И они не заставляют себя ждать. Некрологом звучит указ Бориса Ельцина, обвиняющий коммунистическую партию Советского Союза. Указ, который вместе с последующими Беловежскими соглашениями стирает с лица земли огромную страну.
А вокруг все так же бегущей Зои меркнет свет. Теперь ее окружает мрак, из которого девушку жалят словом новые граждане новой страны. Режиссер ведет зрителя сквозь эту шипящую, холодную тьму, отвергающую любые попытки встать на защиту некогда святого имени. Теперь она не героиня, теперь она «шизофреничка», подросток, исковерканный советской пропагандой. Да и была ли она вообще?
Распилен рудовоз «Зоя Космодемьянская». Ушла эпоха.
Но Зоя бежит… Она сойдет, сползет с подиума только когда замолкнут все — защитники, обвинители, равнодушные. После того, как прозвучит единственный художественный фрагмент спектакля, напоминающий, что она была. Была обычной девушкой – Таней ли, Зоей ли… Девушкой, которую изуродовали и убили. Она сползает, чтобы прочитать несколько строк своего дневника – мама купила этажерку… разбили клумбу… — захлебнется слезами и убежит.
Тишина. Пустая сцена — артисты отказались от поклона в память жертв всех войн. Робкое молчание зрителей.
Но кажется, что где-то там — за гранью доступных нам чувств — все так же бежит Зоя. Сквозь время, сквозь историю. Безмолвным свидетелем смены эпох, истончившейся, но все еще связывающий дни нитью…

Фото Екатерины Станкевич

Анзор Сабанов – ответственный редактор телевидения медиахолдинга «Абакан». Автор и ведущий культурных проектов. Историк по образованию.

Упомянутые спектакли
Упомянутые личности
25 марта
ВНИМАНИЕ!